21.06.2013

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО ОСГОП С НАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ОЦЕНИВАЮТСЯ В 600 МЛН РУБ – НССО

Прайм-Страхование

Объем выплат в рамках обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГОП) с начала года мог бы достигнуть 613 миллионов рублей, исходя из показателя выплат за гибель пассажира в объеме 2,025 миллиона рублей и средней выплаты по вреду здоровью – 350 тысяч рублей, сказал журналистам президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.

С начала года, только по данным СМИ, в России при перевозке пассажиров произошло почти 400 аварий. "И это лишь вершина айсберга, поскольку в СМИ попадают лишь резонансные случаи с массовой гибелью пассажиров", - сказал он.

В авариях с начала года погибли 85 человек, больше 1200 были ранены. "Исходя из этих цифр, страховщики должны были бы уже выплатить, свыше 600 миллионов рублей компенсаций. Но проблема в том, что договоров с перевозчиками пока не много – по оценочным данным, перевозчики застраховали жизнь и здоровье чуть более трети пассажиров", - отметил Юрьев.

Большая часть аварий (и наибольшее число погибших и пострадавших) приходится на маршрутки и автобусы. Самая распространенная авария – столкновение транспортных средств.

Происшествия по ФЗ-67

Кол-во происшествий

Погибших

Раненых

Троллейбус

18

1

23

Маршрутки/
Автобусы

349

77

1229

Вертолет

2

7

Трамвай

9

12

Ж/д

1

2

ВСЕГО:

379

85

1266

МНЕНИЯ СТРАХОВЩИКОВ

"Основная масса застрахованных перевозчиков - автомобильные. Это было предсказуемо", - считает заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин.

По его словам, рынок столкнулся с первыми серьезными проблемами, связанными с умышленным занижением количества перевезенных пассажиров, а также манипуляциями с видом осуществляемых перевозок, чтобы снизить тариф.

"На деле, при прочих равных условиях, при заключении договора мы никогда не сталкиваемся с попытками снизить тариф со стороны перевозчиков. Напротив, все попытки снизить страховую премию по договору со стороны страхователей, происходят путем занижения пассажиропотока, рассчитанного по крайне недоработанным правилам определения количества пассажиров", - соглашается с коллегой глава страховой компании МАКС Надежда Мартьянова.

Требуется реализация механизма применения санкций для уклоняющихся от заключения договора страхования ОСГОП перевозчиков. Ведь, в отличие от компенсационного фонда по ОСОПО, по закону об ОСГОП компенсационный фонд работает только в случае банкротства или отсутствия у страховщика возможности выполнить обязательства по договору, добавляет Галушин. "Соответственно, в случае незастрахованной перевозки существует высокий риск того, что пострадавшие пассажиры не получат возмещения понесенного физического ущерба", - предупреждает Галушин.

Мартьянова отмечает, что действующее законодательство не позволяет сформировать закрытый перечень случаев, когда тот или иной перевозчик обязан сдавать статистику. "С нашей точки зрения, необходимо отойти от норм расчета количества перевезенных пассажиров, связанных с отчетностью (статистической или налоговой) или справками. Расчет должен происходить исходя из вместимости транспортных средств и коэффициентов, зависящих от вида транспорта, вида перевозок и рассчитанных по данным Росстата для всего рынка", - говорит она.

"По моему мнению, набор статистики, на основании которой могут быть сделаны актуарно обоснованные выводы о достаточности тарифов по ОСГОП, займет не менее 1-2 лет", - добавляет первый замгендиректора "Альянса" Дмитрий Попов:

"Основная проблема заключается в некоторой инертности - население не сразу узнает, как работает закон, как защищены права пассажиров, каков порядок обращения за возмещением", - добавляет Галушин.

"По все еще небольшому количеству обращений за выплатами по новому закону мы понимаем, что граждане пока не информированы о своих новых правах на выплаты. Как только это осознание проникнет в массы, статистика аварийности на транспорте и уровень выплат по ОСГОП существенно изменятся", - отмечает генеральный директор СК "Транснефть" Кирилл Бровкович.

Страховщики с 1 июня в обязательном порядке выдают страховые свидетельства своим клиентам – автотранспортным предприятиям, напоминает вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин.

"Но при этом должен быть установлен четкий порядок, указывающий как именно перевозчик обязан информировать пассажира о страховании, например, где именно должен размещаться сертификат. Кроме того, необходимо введение системы штрафных санкций за отсутствие в салоне данного страхового свидетельства. Только в этом случае можно будет повлиять на активность транспортных предприятий по размещению в салоне информации о страховании. Напомню, что по закону требование информировать пассажиров о страховании наложено на перевозчиков", - добавляет он.

Возврат к списку