28.06.2013
Эхо Москвы, 28 июня 2013 г.
Гости: Андрей Юрьев, Президент Национального Союза Страховщиков Ответственности (НССО); Ведущие: Марина Максимова, журналист «Эха Москвы»; Алексей Дурново, журналист «Эха Москвы»
ДУРНОВО – Мы сейчас поговорим о законе об обязательном страховании ответственности перевозчиков. У нас в гостях Андрей Юрьев - президент Национального Союза Страховщиков Ответственности. Добрый день.
А. ЮРЬЕВ - Добрый день.
М. МАКСИМОВА - Принят закон был 1 января 2013 года, вступил в силу точнее. Ну вот действительно в новостях мало было информации о том, чтобы как-то воспользовался этим законом. Действия закона распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси и метрополитена. Что входит во все виды пассажирских перевозок?
А. ЮРЬЕВ - Что входит, есть 4 типа пассажирских перевозок. Это автомобильные, перевозки железнодорожным транспортом, водным транспортом и воздушным. В законе прямо прописано, что все перевозчики на этих типах транспорта обязаны страховать свою ответственность, то есть если при перевозке по любой причине причиняется вред пассажиру, это необязательно ДТП, это может быть резкое торможение, выпал человек из автобуса, дверь неправильно закрылась. То в этом случае положена компенсация за причиненный вред. Причем акцент сделан именно на вред, причиненный жизнью и здоровью, а не имуществу. В законе прямо прописано, что метрополитен не страхует свою ответственность, но при этом несет обязанность по компенсации в случае причинения вреда пассажиру, как если бы у него эта страховка была. То есть лимиты по закону 2 миллиона рублей. То есть если человек погиб, выплачивается полная сумма. 2 миллиона рублей 25тысяч. 25 тысяч на погребение. Если причинен вред здоровью, то есть специальная таблица выплат, условно говоря, перелом ноги серьезный стоит порядка 10% от максимальной суммы. То есть порядка…
А. ДУРНОВО – Получается, что в метрополитене это тоже действует.
А. ЮРЬЕВ - В метрополитене принцип возмещения вреда действует в обязательном порядке. У них нет страховки, но они обязаны платить самостоятельно. Поэтому есть такие исключения только в отношении метрополитена.
А. ДУРНОВО – А что такое легкое такси?
А. ЮРЬЕВ - Легковое. Это обычные автомобили. Потому что это не типовые, не массовые перевозки людей. Давайте говорить прямо.
А. ДУРНОВО – И у них соответственно никакой компенсации получить нельзя.
А. ЮРЬЕВ - Да.
М. МАКСИМОВА - По идее все наши автобусы, троллейбусы, трамваи все туда подпадает.
А. ЮРЬЕВ - Да.
М. МАКСИМОВА - Если что-то случилось, вдруг какой-то инцидент, как это происходит сейчас. До принятия закона ну упал, дверью тебя зашибло. Что теперь имеет права человек?
А. ЮРЬЕВ - Давайте может быть, на два вопроса разобьем. Что было до 2013 года, и что сейчас. С момента принятия закона. До 1 января 2013 года в принципе каждый пассажир тоже имел право на получение компенсации. Но делал он это как, он сначала шел в медицинскую организацию, покупал либо получал какое-то лечение, собирал чеки и с ними шел в страховую компанию, либо к перевозчику, доказывал размер причиненного вреда. Он говорил, ну вот у меня там на 23 тысячи накопилось чеков, я такие-то лекарства покупал, пожалуйста, компенсируйте. Это его право и он обязан был доказывать причиненный вред. В этом законе ситуация развернута ровно наоборот. Законодатель сказал, если причинен вред, то правительство устанавливает так называемую таблицу выплат по здоровью, я уже приводил пример насчет сломанной ноги, руки, выбитых зубов и так далее, и в каждой ситуации происходит компенсация до момента получения лечения. Что нужно человеку для того, чтобы такую компенсацию получить. Во-первых, придя в любое транспортное средство, он должен посмотреть информацию о том, а где застрахована ответственность перевозчика. В законе четко указано, что это обязанность транспортной организации информировать пассажиров путем размещения информации, это как может быть в самом автобусе, либо на остановках, на билетах на оборотной стороне.
М. МАКСИМОВА - Что-то не видела я такой информации.
А. ЮРЬЕВ - Это обязанность. Если насчет того, насколько большой охват, я думаю, мы продолжим разговор, но это обязанность перевозчика информировать пассажиров, где застрахована его ответственность. Потому что если это не произошло, то каждый перевозчик должен сам компенсировать наравне как это делает метрополитен в этом же самом размере причиненный вред. Это ключевая вещь. Соответственно если понятно, информация есть, произошло что-то, какое-то событие, в результате которого причинен вред здоровью. Первым делом человек должен обратиться в медицинское учреждение. У него быть билет на руках проездной, либо его доставляет скорая помощь в медицинское учреждение, либо он обращается сам. Где медики должны зафиксировать, поставить диагноз, описать характер причиненного вреда, обязательно установить продолжительность лечения, и выдать этот документ потерпевшему. Соответственно либо сам потерпевший, либо его родственники, вправе обратиться вместе с заявлением, составленным в произвольной форме, и документом, подтверждающим личность в страховую компанию для получения компенсации.
М. МАКСИМОВА - Извините, естественно вопрос возникает. Вы сказали о документе, который должны выдать в больнице. Есть какая-то определенная форма? Тебе нужно просить какой-то определенный документ?
А. ЮРЬЕВ - Нет, определенной формы документа пока нет. Есть постановление правительства, которое описывает перечень документов для получения страхового возмещения. Именно в этом постановлении правительства указано, что медицинское учреждение выдает документ, я думаю, что, наверное, они знают, какой документ надо выдать, где и перечислены диагноз, характер причиненного вреда. Причинно-следственная связь между тем, что произошло, продолжительность лечения, и этот документ, я не знаю, какая это форма…
М. МАКСИМОВА - То есть они поймут.
А. ЮРЬЕВ – Медики, скорее всего, знают, как это делать и как описать. Самое главное, чтобы было достоверный не какой-то поддельный документ, который можно было бы проверить.
А. ДУРНОВО – Когда есть все документы на руках, что дальше? Сразу к страховщику или нужно сначала решение суда?
А. ЮРЬЕВ - Не нужно никакого решения суда, нужно идти в страховую компанию, если договор страхования заключен. Если договор страхования не заключен, нужно идти к перевозчику, который…
А. ДУРНОВО – В метро в таком случае.
А. ЮРЬЕВ - Если мы говорим про метро, да, они не обязаны заключать договор страхования, к ним надо идти прямо в метрополитен.
А. ДУРНОВО – А куда именно? На станцию, на перрон.
А. ЮРЬЕВ - Нужно в управление метрополитена, я думаю эту информацию можно найти в Интернете.
М. МАКСИМОВА - То есть это либо вариант метро, либо если не нашли информацию, где застрахован.
А. ЮРЬЕВ - Тогда надо идти к перевозчику.
М. МАКСИМОВА - Еще такой уточняющий вопрос. Мы говорили о разных переломах, например, полчаса мы сейчас обсуждали жару в Москве, как люди переносят. Если человеку плохо стало, пример метро, несколько недель назад, когда людям стало плохо из-за духоты. Если человек сознание потерял в автобусе, это все подпадает или нет?
А. ЮРЬЕВ - Я не зря остановился на том, что в медицинском документе должна быть определена продолжительность лечения. Если брать пример с метрополитеном. Скорее всего были случаи отравления продуктами горения. Горел кабель и скорее всего ситуация когда именно из-за этого причинен вред. И здесь вопрос длительности лечения, который определен в медицинском заключении влияет на размер компенсации. Приведу конкретный пример. Если человеку после метрополитена доктор предусмотрел, что нужно проходить в амбулаторном порядке лечение от недели до двух, то компенсация составляет 40 тысяч рублей. Если лечение стационарное, то компенсация 60 тысяч рублей. Если лечение длительное, оно продолжается и стационарно и амбулаторно более месяца, то компенсация может достичь суммы до 300 тысяч рублей. То есть суммы значительные действительно.
А. ДУРНОВО – Меня знаете, что заинтересовало, уже полгода, как закон вступил в силу. Граждане обращаются за компенсациями? Они в курсе?
А. ЮРЬЕВ - В предыдущем диалоге я говорил о том, что обязанность по информированию граждан в законе возложена на перевозчика. Вместе с тем мы как страховое сообщество об этом говорим достаточно давно, сам закон реально начал действовать только с середины марта, потому что страховые компании получили лицензии, появилось юридическое основание для заключения договоров. Но говорить о том, что в большом объеме сейчас обращаются, наверное, нельзя. Потому что с одной стороны есть статистика Ространснадзора, которая говорит о том, что перевозчиков в России порядка 300 тысяч. При этом есть статистика страховщиков, которая говорит о том, что договоров страхования заключено чуть более 21 тысячи.
М. МАКСИМОВА - Это 300 тысяч и заключили…
А. ЮРЬЕВ - 21 тысяча.
М. МАКСИМОВА - Ничего себе.
А. ЮРЬЕВ - Это означает, что далеко не все, я скажу мягко, перевозчики заключили договор. На самом деле отнесся бы к этой информации спокойно, потому что здесь возможны разные методики подсчета того, кто понимается в понятии государственных органов под перевозчиком. Кто перевозит только грузы, только пассажиров и так далее.
М. МАКСИМОВА - Но все равно очень большая разница.
А. ЮРЬЕВ - Да, действительно очень большая, в 15 раз. Тем не менее, первые выплаты уже пошли. Люди по тем договорам, которые были заключены, получают информацию, они обращаются, был пример в городе Ульяновске, когда в местном троллейбусном парке пенсионера зажало при посадке пассажиров между дверей, водитель не увидел, поехал. У пенсионера, к сожалению, был перелом тазобедренных костей. Ему была произведена компенсация 440 тысяч рублей. Деньги, на мой взгляд, значительные, которые платятся до лечения и позволяют это лечение получить.
А. ДУРНОВО – Насколько четко в законе прописана грань между теми случаями, когда перевозчик виноват и случаями, когда перевозимый виноват. Или все пострадавшие на транспорте имеют право…
А. ЮРЬЕВ - Все пассажиры, если им причинен вред при осуществлении перевозки, имеют право на получение компенсации. Транспортное средство в любом случае само является источником повышенной опасности. И вопрос вины здесь не стоит. При этом мы когда смотрели и пытались ввести классификацию аварий, просто из СМИ из Интернета, понятно, что журналисты пишут даже в Интернете только о самых резонансных событиях, мы сделали некую разбивку на том, по каким случаям происходит причинение вреда. Например, 67,5% это столкновение транспортных средств. Наверное самое типовое. 6,6% это резкое торможение. Есть опрокидывание транспортных средств, совершение маневров, выпадение из транспорта, уход с дороги, травмирование при посадке и высадке, лопнувшие колеса.
А. ДУРНОВО – Вопиющий исключительный случай. Иван Иванович по собственному желанию выпрыгнул из поезда на большой скорости. Он имеет право на компенсацию?
А. ЮРЬЕВ - Нет. Это не вред, это его прямые умышленные действия. То есть здесь он должен продолжать оставаться пассажиром. Если он просто выпрыгнул, извините, ты сам виноват и зачем ты пытаешься возложить свои умышленные действия неправильные на перевозчика.
А. ДУРНОВО – А если падает с верхней полки человек в поезде.
А. ЮРЬЕВ - Если это произошло вследствие предположим, резкого торможения, то да.
А. ДУРНОВО – А если по собственной нерасторопности…
А. ЮРЬЕВ - Всегда нужно четко делить, что есть ситуация, когда несчастный случай. Нет никакой прямой следственной связи между действиями на транспорте, торможение, столкновение, закрытие дверей, взрыв какой-то и тем повреждением. То есть надо конечно это всегда смотреть. Во-вторых, понятно, что здесь без самого перевозчика тоже не обойтись. Он тоже должен описывать произошедшее событие. Потому что либо потерпевший придет к нему, либо он придет в страховую компанию. Понятно, что для перевозчика это не профильная деятельность, выплачивать такого рода компенсации. Он не формирует резервы в отличие от страховых компаний. Которые контролируются со стороны федеральной службы по финансовым рынкам. То есть ему гораздо выгоднее и спокойнее спать, если его ответственность застрахована. Не дай бог что произойдет. Перевозчик тоже оформляет свои внутренние инструкции, передает в страховую компанию, с этими же документами приходит потерпевший, все, потерпевший получает деньги в течение 30 дней. Как установлено правилами.
М. МАКСИМОВА - А что делать, вы сами сказали, по некоторым данным меньшинство перевозчиков заключили необходимый договор. Если инцидент произошел, не просто информации нет на автобусе, а если перевозчик не заключил никакой договор со страховой компанией. С чем в этом случае столкнется человек?
А. ЮРЬЕВ - Максимум, с чем столкнется такой человек, если будет ему причинен вред, он должен будет получать компенсацию перевозчика. Еще раз подчеркну, скорее всего, перевозчик такие деньги специально не аккумулирует, фонды, резервы не создает. Что бы на месте пассажира делал наверное я. Я сам являюсь пассажиром некоторых видов транспорта. Во-первых, нужно всегда убедиться, что есть информация о том, что договор заключен или нет. В салоне того же автобуса, маршрутки и так далее. Если этого нет, федеральная служба по надзору в сфере транспорта обязана по заявлению любого лица в том числе и физического лица провести проверку конкретного перевозчика на предмет наличия договора. С 1 апреля действует в кодексе об административном правонарушении штраф за незаключение договоров страхования. Они для юридических лиц составляют суммы от 500 тысяч рублей до 1 миллиона. То есть деньги достаточно значительные. Поверьте, стоимость страховки в десятки раз меньше.
М. МАКСИМОВА - А у вас нет информации, этот основной перевозчик Мосгортранс, он заключил договор?
А. ЮРЬЕВ - По имеющейся информации на текущий момент договор Мосгортранс с какой-либо страховой компанией не заключен.
М. МАКСИМОВА - Ого. Можно еще один вопрос. Скажите, а есть у вас информация, где чаще всего происходят подобные инциденты.
А. ЮРЬЕВ - Есть.
М. МАКСИМОВА - Маршрутки.
А. ЮРЬЕВ - Поймите правильно, до настоящего момента никто такого рода информацию не аккумулировал специально. Поэтому еще раз обращаюсь к тем срезам и СМИ, которых я уже привел, мы смотрели и когда разбивали по видам происшествий на транспорте, у нас на сегодняшний день только по информации СМИ произошло более 380 аварий.
М. МАКСИМОВА - За какой период?
А. ЮРЬЕВ - С 1 января этого года по текущую дату. Более 380 аварий, естественно не является резонансными, являются лишь верхушкой айсберга. При этом 92% этих аварий произошли на автомобильном транспорте. Это автобусы и маршрутки. Погибло 85 человек, при этом 77 из них произошло на автобусах маршрутки, 1266 человек ранено. На автобусы приходится 1229 человек. Троллейбусы был один погибший, 23 ранено. Вертолеты, тоже воздушный транспорт. Без шуток. Семь погибших, ни одного раненого. Наверное, с точки зрения смертности это самый лидер.
А. ДУРНОВО – Туристический транспорт вроде фуникулеров, дирижаблей, воздушных шаров.
М. МАКСИМОВА - Речные трамвайчики.
А. ЮРЬЕВ - Речные трамвайчики, безусловно. Они подлежат страхованию. Насчет фуникулеров они не относятся к виду пассажирских перевозок, это скорее грузоподъемный механизм, эскалаторы, лифты. То есть к этой категории, которые под этот закон не попадают.
А. ДУРНОВО – А воздушные шары?
А. ЮРЬЕВ - Не занимаются, насколько я понимаю перевозками пассажиров, это скорее всего оказание услуг развлекательного характера.
А. ДУРНОВО – Очень многие спрашивают о самолетах. Что с авиаперевозками?
А. ЮРЬЕВ - Они подлежат страхованию. Но при этом, поскольку очень большое количество самолетов летает за рубеж. И у них уже на настоящий момент до введения закона были полисы, договоры страхования с гораздо большими лимитами, чем сейчас установлено в этом законе. То есть больше, чем 2 миллиона рублей. Поскольку таковы требования международной безопасности и в законе есть так называемая международная оговорка. Если у них договор страхования добровольный на сумму с лимитами более чем установлено в этом законе, они также считаются освобожденными от обязанности страховать. Потому что в рамках добровольного договора они покроют как минимум эти суммы, а то и больше своим пассажирам. Поэтому такая норма, в отношении авиатранспорта здесь гораздо проще. У нас единственное выпадают вертолеты, поскольку являются перевозчиками воздушными и смертность на них конечно удручающая.
М. МАКСИМОВА - Еще раз вернусь к железной дороге. Сейчас боюсь перепутать, мне казалось, там предлагали лет 5 назад какую-то дополнительную страховку.
А. ЮРЬЕВ - Она являлась добровольной. Вы вправе были отказаться, когда вам в кассе вместе с билетом протягивают страховку.
М. МАКСИМОВА - А сейчас что?
А. ЮРЬЕВ - Сейчас никакой страховки не протягивают в кассе конкретному покупателю билета. Договор страхования заключает само юридическое лицо перевозчик, и никоим образом пассажир к этому отношения не имеет. Но, придя в поезд, вагон, на вокзал вы имеете право быть ознакомленными с той информацией о том, где заключен договор страхования. Куда в случае чего идти-то надо вам, если не дай что что-то произойдет. И эта информация должна быть в местах скопления пассажиров.
М. МАКСИМОВА - Это полезно, потому что сейчас лето, все билеты раскуплены.
А. ЮРЬЕВ - Пассажиры должны проверять эту информацию, и требовать от перевозчика заключения договоров.
М. МАКСИМОВА - Еще один часто используемый транспорт, это междугородние перевозки. Автобусы. У нас очень часто на трассах попадают в ДТП, в кювет съезжают и столкновения и прочее, прочее. Это входит и добровольное страхование или они тоже подпадают под этот закон?
А. ЮРЬЕВ – Конечно, они в полном объеме подпадают под этот закон, все автобусные перевозки можно классифицировать, делятся на три категории. Это внутригородские автобусные перевозки, пригородные и междугородние. Соответственно междугородние в полном объеме сюда попадают и если автобус едет Махачкала-Москва, то конечно, у владельца этого автобуса должен быть полис страхования, причем договор страхования заключается в отношении всего количества, всего объема перевозимых пассажиров. То есть количество пассажиров в каждом конкретном случае определяется по определенным формулам в соответствии с постановлением правительства.
А. ДУРНОВО – Виталий спрашивает, он пишет, что он водитель троллейбуса, а он застрахован в таком случае или нет?
А. ЮРЬЕВ - Я боюсь, что Виталий не является пассажиром. Здесь речь идет о компенсации именно пассажирам.
М. МАКСИМОВА - В каждом случае, автобусы, метро, в каждом случае алгоритм действий для человека одинаков должен быть.
А. ЮРЬЕВ - Он в целом одинаков. То есть нужно получить, во-первых, для того чтобы не было вопросов по поводу того, а где ты получил свое увечье или повреждение здоровья, нужно иметь проездной билет. В случае, если что-то происходит, приезжает ГАИ, скорая помощь, нужно собрать все документы, которые бы подтверждали причинно-следственную связь между событием и характером повреждения. Нужно обратиться в медицинскую организацию обязательно получить справку. И затем заявление в произвольной форме, вместе с документом, подтверждающим вашу личность, либо если не вы, а ваш родственник, с письменной доверенностью обратиться в страховую компанию, если договор страхования есть, либо к самому перевозчику. Понятно, что гораздо проще, понятнее получать выплаты в страховой компании, ибо опыт уже наработан, в том числе по всем субъектам.
М. МАКСИМОВА - Но это не от нас, получается, зависит.
А. ЮРЬЕВ - Это зависит от нашей гражданской сознательности, чтобы смотреть и действительно понимать, если ты едешь этим видом транспорта, твоя жизнь как-то должна быть застрахована.
А. ДУРНОВО – Спасибо большое. Андрей Юрьев - президент Национального Союза Страховщиков Ответственности.