12.08.2013
Продажи полисов страхования ответственности российских перевозчиков перед пассажирами остановились к июлю 2013 года - через полгода с момента вступления в силу закона об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков. Опрос страховщиков, проведенный агентством "Интерфакс-АФИ", подтвердил этот факт. При этом никто из специалистов не берется сказать, оказался ли реальный рынок страхования ответственности перевозчиков в несколько раз меньше первоначально заявленного или число пассажиров сильно занижается страхователями.
Казалось бы, Ространснадзор с апреля 2013 года проводит проверки перевозчиков на предмет наличия обязательного полиса, штрафует предприятия. Но динамики прироста договоров по-прежнему нет.
Как сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" глава Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев, еще в июне стало очевидно, что процесс заключения новых договоров резко затормозился в последнее время.
По его словам, НССО недавно заключил с Ространснадзором договор об информационном взаимодействии, по которому ведомство из базы союза может получать данные о расторжении договоров перевозчиками, а также может направлять запросы в НССО о заключенных перевозчиками договорах.
Президент союза отметил, что на конец июня страховщиками было заключено 20 тыс. договоров, заявок на заключение договоров в системе зарегистрировано около 40 тыс. Средняя премия по договору составляет примерно 111,5 тыс. рублей, число застрахованных пассажиров по всем договорам к исходу первого полугодия достигло примерно 8 млрд человек. Совокупная премия страховщиков ответственности за полугодовой период составила 2,3 млрд рублей.
Лимит страховой ответственности за вред жизни и здоровью каждого пострадавшего по закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами составляет до 2 млн рублей на каждого пострадавшего. Этот лимит возобновляется, если аварий за страховой период произошло несколько.
У экспертов есть несколько объяснений иссякания договорной активности. И все же аналитиков страхового рынка явно обескураживает тот факт, что официальная статистика Ространснадзора в последние годы демонстрировала совершенно иную загрузку на пассажирском транспорте по сравнению с данными договоров страхования об объемах пассажирских перевозок. На основании данных Ространснадзора проводились тарифные и иные расчеты по рынку. Так, по официальным данным ведомства, в РФ было перевезено в прошлом году свыше 21 млрд пассажиров. Но застрахованной к середине 2013 года оказалась треть потенциально ожидаемого пассажиропотока. И эта цифра практически не меняется. Соответственно, в разы ниже оказалась совокупная премия, полученная по заключенным договорам, против первоначально ожидавшихся величин, сам рынок оказался принципиально иным из‑за парадоксов статистики.
Никто из опрошенных страховщиков не смог ответить на вопрос, все ли пассажирские перевозчики застраховали свою ответственность спустя 4 месяца с начала продаж, каков охват потенциальных клиентов к середине года. Как сообщалось, из‑за задержки с выходом нормативной базы первые продаж полисов пошли с середины марта текущего года.
Действительно, к концу второго квартала 2013 года на рынке наблюдается замедление роста число заключаемых договоров, сообщила агентству "Интерфакс-АФИ" начальник управления по страхованию спецрисков ОАО "СГ МСК" Анна Романова. "Связано это, во-первых, с тем, что большая часть перевозчиков заключает договора в период с апреля по май, а во-вторых, с возникшей технической погрешностью, связанной с оперативным вводом данных в АИС НССО ОСОПО", - сказала она.
Согласно пессимистическому сценарию развития событий, представленному источником в одной из крупнейших страховых компаний, "все пассажирские перевозчики, работающие по "белым схемам", свою ответственность застраховали или находятся в процессе заключения договора". Несмотря на угрозу применения штрафных санкций, пассажирские перевозчики, работающие по "серым схемам", договоры страхования не заключали. Отряд "уклонистов" будет работать по-прежнему, до первой значительной аварии, когда незастрахованный перевозчик не сможет возместить вред ни из собственных средств, ни из страхового возмещения, поскольку полиса не приобретал.
По мнению экспертов, "если такие факты обнаружатся, надзору придется усилить проверки на пассажирском транспорте на предмет наличия договоров. Так или иначе, в РФ действует закон об обязательном страховании. Это значит, что государство становится "защитником последней руки" для российских пассажиров. Заодно будет прояснен вопрос, существует ли на транспорте пассажирских перевозок сегмент теневого, а точнее "серого" бизнеса".
Первый заместитель генерального директора компании "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что статистика может искажаться двумя противоположными факторами.
"С одной стороны, муниципальные перевозчики заинтересованы в предоставлении завышенных данных надзору для получения бюджетных субсидий, с другой, - перевозчику, напротив, выгодно предоставить страховой компании данные о минимальных объемах перевозок для получения минимального тарифа", - сказал Д.Маркаров.
Глава компании "МАКС" Надежда Мартьянова отметила, что "если верить предоставляемой информации, то автобусы и маршрутки курсируют по городам и весям совсем пустыми, а, к примеру, у одного из таких перевозчиков из парка в 97 новых иностранных автобусов на линии находятся только 3, а остальные 94 постоянно в ремонте".
Кроме того, Д.Маркаров привел другой аргумент, объясняющий остановку продаж новых полисов. По его словам, НССО ввел в новом обязательном сегменте порядок 100%-ного перестрахования рисков. "Это означает смерть завышенным агентским вознаграждениям", - сказал он. Страховые посредники теряют интерес там, где нельзя хорошо заработать, они не бегают в поисках потенциальных клиентов, процесс продаж протекает пассивно в секторе клиентов, с которыми прежде страховые компании особо не сотрудничали, сказал представитель "Росгосстраха".
По мнению Д.Маркарова, и по объемам, и по уровню убыточности сегмент обязательного страхования ответственности перевозчиков не сулит страховщикам больших перспектив.
Со своей стороны представитель "Ингосстраха" высказал агентству "Интерфакс-АФИ" предположение, что "большинство известных пассажирских перевозчиков уже застраховало свою ответственность перед пассажирами". "Осталось буквально несколько договоров, - сказал он. - Дальнейшего расширения клиентской базы особо ждать не приходится".
Основной объем договоров заключен в марте-апреле этого года, сообщил начальник отдела обязательного страхования ответственности перевозчиков центра страхования ответственности СК "Альянс" Иван Чередниченко. "Такая активность была связана со вступлением в силу с 1 апреля текущего года статьи КоАП о штрафных санкциях для перевозчиков, не исполнивших обязанность по страхованию", - сказал он.
"Экономя на страховой премии, средние и мелкие перевозчики часто полагаются на извечное русское "авось", надеются, что не попадут в транспортное происшествие, не встретятся с инспектором надзорного органа. К их сожалению, приходится признать, что практика не оправдывает такого "авось". Ространснадзор уже провел более 500 проверок и наложил более 5 млн рублей штрафов на таких перевозчиков, случились "незастрахованные" транспортные происшествия, в которых погибли и пострадали люди, и теперь только на перевозчике лежит ответственность по возмещению вреда", - подчеркнул представитель СК "Альянс".
Вместе с тем представитель страховщика отметил и другую тенденцию. "После нескольких резонансных случаев причинения вреда жизни и здоровью пассажиров мы наблюдаем увеличение активности перевозчиков не только по заключению новых договоров, но и по внесению изменений в действующие. Не сомневаемся, что повышение правовой грамотности самих пассажиров, их знание о том, что ответственность перевозчика должна быть обязательно застрахована, также будет являться существенным стимулом для заключения перевозчиками договора обязательного страхования", - сказал И.Чередниченко.