Мероприятия

26.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в 7-ом ежегодном "Форуме лидеров страхового рынка"

22.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в «Итоговом Форуме Такси – 2021»

19.11.2021

Светлана Гусар приняла участие в отраслевой конференции Ространснадзора «Умный» государственный контроль (надзор), Фокус на устранение рисков»

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ

19.09.2013

Местное время, Пермь: Страховка для пассажира

Местное время, Пермь: Страховка для пассажира
Оплачивая проезд в общественном транспорте — автобусе, трамвае, троллейбусе, пассажир вместе с билетом символически приобретает страховой полис.
Жизнь, здоровье и имущество каждого пассажира общественного транспорта с 1 января 2013 года застрахованы. И если во время поездки пассажир пострадает, то сможет рассчитывать на компенсацию причиненного ему вреда. Вот только знают об этом далеко не все пассажиры.
До последнего времени пассажир общественного транспорта был одним из самых незащищенных и бесправных участников движения. Вот простая статистика. За семь месяцев этого года, как сообщают в управлении краевого ГИБДД, произошло 157 ДТП с участием пассажирского транспорта, в них погибли 14 человек, ранен — 241. По вине водителей автобусов произошло 59 ДТП. Причины ДТП прозаичны и стары: превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил проезда перекрестков. И это только статистика по ДТП. А между тем пассажиры также падают в салонах и получают травмы, например, от резкого торможения, при посадке в салон или высадке из транспортного средства.
С 1 января этого года вступил в силу Закон №67–ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Согласно ему, любой пассажир общественного транспорта, получивший даже небольшую травму, имеет право на денежную компенсацию в размере от 2 тысяч до 2 миллионов рублей. Причем пострадавший пассажир получит компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в происшествии. Для возмещения ущерба необходимо собрать несколько справок (о них — ниже), написать заявление и обратиться в страховую компанию, где застрахована ответственность перевозчика. Кстати, информацию о страховщике можно посмотреть на сертификате, который рекомендован к размещению в салоне транспортного средства. Если сертификата не оказалось, то, позвонив в транспортную компанию, также можно узнать всю нужную информацию. Отметим, что если перевозчик не застраховал свою ответственность, то в случае происшествия, при котором пассажиру причинен вред, он все равно обязан выплатить компенсацию, но уже за счет собственных средств, а не средств страховой компании.
Теперь более подробно о документах, которые нужны для получения компенсации. Для этого понадобятся: заявление в страховую компанию (как правильно написать, подскажут в страховой компании), справка о ДТП из ГИБДД или документ о произошедшем событии и его обстоятельствах, оформленный самим перевозчиком, а также медицинская справка с описанием характера полученных повреждений. Если пострадавший не может лично обратиться в страховую компанию, то получить компенсацию может по доверенности его представитель. В случае гибели пассажира выплату получат его близкие родственники. В такой ситуации вместо медицинской справки необходимо приложить свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т. д.).
Как отметила Ирина Ястребова, и. о. начальника департамента дорог и транспорта администрации г. Перми, несколько пострадавших пассажиров уже обращались за консультациями по поводу получения выплат по страховым случаям.
— Например, женщина пострадала во время столкновения, которое произошло 30 июля этого года, — рассказывает Ирина Евгеньевна. — Водитель пассажирской «Газели» не уступил дорогу автобусу маршрута №36, который следовал по главной дороге. Пострадало несколько человек. Одна из пассажирок решила обратиться за страховой выплатой, хотя получила только ушибы. Дело застопорилось из–за справки из ГИБДД — процесс рассмотрения административного дела в правоохранительных органах порой затягивается.
Согласно имеющейся у нас информации, за компенсациями обращалось всего несколько человек, хотя пострадавших при перевозках пассажирским транспортом с начала 2013 года больше двухсот.
Получается, что пассажиры не пользуются предоставленным им правом. Почему? Если до вступления в силу закона №67–ФЗ нужно было приложить массу усилий, чтобы доказать свое право на компенсацию, то сейчас ситуация изменилась. Нужно только обратиться в страховую компанию и подтвердить факт причинения вреда жизни, здоровью и имуществу при перевозке на общественном транспорте. Но у нас почему–то не принято защищать себя и отстаивать свои законные права. Да что там отстаивать, мы не привыкли даже о них заявлять.
По данным департамента дорог и транспорта, все пермские перевозчики застраховались
— Они заинтересованы в этом, так как есть риск потерять лицензию, — отмечает Ирина Ястребова. — Договор страхования является одним из условий получения разрешения на работу, лицензии. В будущем при проведении конкурсов по распределению маршрутов мы включим пункт о наличии договора страхования ответственности как необходимый при отборе перевозчика. Недобросовестные перевозчики, которые не застраховали свою ответственность, будут штрафоваться.
Кстати, законом определены немалые суммы штрафов: для должностных лиц до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — до 1 млн рублей.
Но особую тревогу вызывают так называемые «серые» перевозчики, особенно те «Газели», которые разъезжают по Перми без установленных маршрутов. Попавшие в ДТП и пострадавшие 30 июля пассажиры «Газели» полностью зависят от платежеспособности перевозчика и его возможности оплатить ущерб.
Чаще всего транспортные компании, отказавшиеся от цивилизованной практики защиты интересов пострадавших, не готовы компенсировать вред здоровью граждан, причиненный в результате ДТП. Поэтому пострадавших от действий незастрахованного перевозчика скорее всего ждут длительные судебные разбирательства. В этом случае стоит помнить, что размер компенсации определен законом и не зависит от того, кто ее выплачивает.
По оценкам Национального союза страховщиков ответственности (НССО), если бы все пострадавшие в авариях с начала года заявили свои права на компенсации, то выплаты составили бы уже около 1 млрд рублей. Но на практике пока что происходят единичные выплаты, поскольку пассажиры не знают о своем праве на возмещение.
Законодатели надеются, что с помощью системы обязательного страхования ответственности перевозчиков удастся повысить уровень безопасности и степень защищенности пассажиров наземного транспорта.

Возврат к списку