17.09.2013
http://www.fontanka.ru/2013/09/13/061/
Практически ежедневно в России происходит серьезное ДТП с участием общественного транспорта. По данным СМИ на 4 сентября 2013 года, с начала года произошло 619 аварий с участием пассажирского транспорта. Общее число пострадавших в них пассажиров - 2213 человек, из которых 147 погибли. Самый опасный вид пассажирского транспорта – это автобусы и маршрутные такси. Именно с ними произошло наибольшее количество ДТП с начала нынешнего года - более 92% происшествий.
Санкт-Петербург и Ленинградская область, к сожалению, не исключение в этой печальной статистике. Например, 1 сентября 2013 года на Ораниенбаумском спуске в автобус с пассажирами врезался выехавший на встречную полосу грузовик со щебнем. Всего в автобусе ехали 22 человека, и хотя водитель принял все меры по смягчению последствий столкновения, семеро из них все-таки пострадали, причем четверо были госпитализированы с тяжелыми травмами и трое - в состоянии средней тяжести.
По данным ГУ ГИБДД Петербурга и Ленинградской области, в ходе операции «Маршрутное такси», которая проходила в регионе в августе 2013 года, инспекторы ГИБДД выявили 5014 нарушений ПДД со стороны водителей автобусов: 399 случаев превышения скоростного режима, 214 нарушений требований сигналов светофора, 3 случая выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, 235 фактов несоблюдения требований дорожных знаков и разметки.
К сожалению, попасть в ДТП на общественном транспорте может любой, но лишь немногие знают, что пассажир общественного транспорта имеет право на компенсацию причиненного ему вреда согласно Федеральному закону № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Причем закон этот касается не только ущерба, полученного в ДТП, но и при резком торможении, при посадке или высадке из транспорта, а также других происшествий, в которых могут пострадать пассажиры.
Для получения компенсации не нужно ждать окончания лечения и собирать чеки на все оплаченные лечебные процедуры, как это было до вступления в силу закона № 67-ФЗ. Теперь компенсация может быть выплачена и до начала лечения.
Сумма выплат по новым правилам составляет от 2 тысяч (за царапины, ссадины и ушибы) до 2 025 000 рублей (в случае гибели пассажира) и рассчитывается по специальной таблице выплат, утвержденной Правительством России. Компенсация положена также, если при перевозке были повреждены ручная кладь или багаж пассажира. В этом случае выплаты могут достигать 23 тысяч рублей.
Если пассажир общественного транспорта, пострадавший в ДТП, решит обратиться за компенсацией, ему необходимо иметь при себе следующие документы:
Заявление в страховую компанию;
Справка о ДТП, выданная ГИБДД, или документ о произошедшем событии и его обстоятельствах, выдаваемый самим перевозчиком;
Медицинское заключение о характере и степени повреждения здоровья.
Если сам пострадавший не может обратиться за компенсацией — например, лечение связано с длительной неподвижностью, - это может сделать его представитель по доверенности. В случае гибели пассажира, лица, имеющие право на получение компенсации причиненного ущерба (иждивенцы погибшего или его ближайшие родственники) вместо медицинского заключения вкладывают в комплект документов свидетельство о смерти пострадавшего и подтверждение своего родства с погибшим (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и так далее).
Как же узнать, куда обращаться с собранными бумагами? В салонах каждого транспортного средства, перевозящего пассажиров, рекомендуется размещать сертификат с информацией о страховой компании. В частности, там должны быть указаны название страховщика и номер договора страхования. Если в салоне нет такого сертификата, то нужно обратиться в транспортную компанию. Необходимые сведения о наличии договора страхования можно также получить на сайте Национального союза страховщиков ответственности (http://www.nsso.ru/check_policy/gop/tsnumber/), если известен государственный регистрационный номер автобуса или маршрутного такси. Если пассажиры этого транспортного средства застрахованы, там дадут координаты страховщика. А если нет, то по закону все компенсации перевозчик выплачивает самостоятельно и в том же объеме. Правда, в этом случае может понадобиться обращение в суд, а процедура получения компенсации может затянуться.
Пока количество транспортных компаний, которые заключили договор со страховщиками, сравнительно невелико, однако оно растет — и не в последнюю очередь из-за крупных штрафов, которые по закону предусмотрены для недобросовестных перевозчиков. Штрафы за отсутствие страховки вступили в силу с 1 апреля 2013 года: на должностных лиц — в размере от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.
А пассажирам, пользующимся общественным транспортом, просто следует знать, что в случае аварии им по закону положена компенсация. Полезно помнить о своих правах и уметь ими пользоваться.