Мероприятия

03.06.2022

Вице-президент НССО Светлана Гусар выступила на 6-ом Московском актуарном форуме «МАФ-2022».

21.03.2022

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в Международном Экономическом Форуме государств – участников СНГ (МЭФ СНГ 2022)

26.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в 7-ом ежегодном "Форуме лидеров страхового рынка"

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ

19.09.2013

УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ: Сколько стоит наша жизнь?

Пострадавшие на общественном транспорте могут получить компенсацию — от 2 тысяч до 2 миллионов рублей

На днях очередной автобус едва не угодил в аварию в Екатеринбурге. Чтобы уложиться в график, водитель  мчался так, что, кажется, готов был снести все на своем пути. На одном из поворотов, откуда ни возьмись,  вынырнула «девятка», водитель резко затормозил… Как результат — половина пассажиров в салоне с криками повалилась на пол. Только чудом никто серьезно не пострадал — отделались легкими ссадинами, у кого-то испорчена одежда, сумки. Увы, это не исключение из правил — подобные ситуации стали привычными для наших дней.

Новости о ДТП с участием пассажирского транспорта не покидают новостные ленты. По данным СМИ на 29 августа этого года, в России произошло 596 аварий с участием пассажирского транспорта. Общее число пострадавших в них пассажиров —  около 2150 человек, из них 145 погибли. Свою немалую лепту в эту печальную статистику вносит и Свердловская область. Одно из самых резонансных ДТП произошло несколько месяцев назад с участием школьного автобуса на трассе Екатеринбург — Шадринск. По данным ГИБДД, водитель «ВАЗ-21099» неожиданно выехал на встречную полосу, по которой в это время двигался школьный автобус «КАВЗ», перевозивший девятиклассников на спортивные соревнования. Избежать столкновения не удалось. От удара оба транспортных средства загорелись. В результате двое взрослых и девять детей получили травмы, а водитель 99-й модели от полученных ожогов скончался в больнице. Только за один месяц в области было выявлено 1987 нарушений ПДД водителями автобусов, в том числе выездов на встречную полосу, 474 нарушения скоростного режима и даже управление транспортным средством без документов.

Самое удивительное, что людям, пострадавшим в ДТП с участием общественного  транспорта, в подавляющем большинстве случаев и в голову не приходит обращаться к кому-либо за компенсацией. Между тем по новому закону №67-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пострадавший может получить от 2 тысяч до 2 миллионов компенсации, в зависимости от причиненного ему вреда.  

Что, кто и в каком размере должен компенсировать потерпевшим ущерб, и что нужно делать, чтобы получить эту компенсацию? В этом решил разобраться  «Уральский рабочий».

—Раньше для получения денег нужно было собрать все чеки за лечение и только потом обращаться за выплатой к страховщику, — объясняет президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев. —  При этом потерпевшему возмещались лишь понесенные им расходы. Теперь компенсация может быть выплачена и до начала лечения. Нужно лишь получить медицинское заключение о характере повреждений, медицинском диагнозе и предполагаемой продолжительности лечения. А сумма выплат четко установлена постановлением Правительства и, как правило, превышает стоимость лечения.

Пакет документов для получения компенсации за вред, причиненный здоровью, включает заявление, справку о ДТП, выданную ГИБДД, либо документ о произошедшем событии на транспорте, предоставленный перевозчиком, и медицинское заключение. В случае гибели пассажира за компенсацией может обратиться его родственник. Вместо медицинских документов он должен будет предоставить свидетельство о смерти погибшего и документ, подтверждающий родство с погибшим (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т.п.)

Те, кто по состоянию здоровья не в силах самостоятельно обратиться за компенсацией, могут сделать это через своего представителя. В этом случае перечисленный пакет документов дополняется доверенностью. Обращаться за компенсацией нужно в ту страховую компанию, у которой с перевозчиком заключен договор страхования. Всем перевозчикам, заключившим договор страхования, с 1 июня 2013 года рекомендовано размещать в салонах своих транспортных средств специальный сертификат, содержащий информацию, в какой страховой компании застрахована ответственность, и номер договора. Если данного сертификата пассажир не обнаружил, информацию о страховой компании можно получить либо у перевозчика, либо на сайте Национального союза страховщиков – по номеру транспортного средства.

— Раньше максимум, что мог получить человек, попавший в ДТП на общественном транспорте, это компенсацию за утраченный заработок плюс расходы на лечение. Например, при переломе ноги — компенсация, как правило, составляла не более 50 тысяч рублей, — рассказывает о порядке выплат Андрей Юрьев. — По новым правилам средняя выплата пострадавшим будет гораздо больше. Так, для того же примера с переломом большеберцовой кости размер фиксированной выплаты — 240 тысяч рублей, то есть почти в 5 раз больше фактических расходов потерпевшего. Предельный размер компенсации — 2 миллиона - столько стоит жизнь пассажира (родственники также могут получить 25 тысяч рублей на похороны при предоставлении чеков). Минимальная компенсация, при ушибах или ссадинах, составляет 2 тысячи рублей.

Кроме того, предусмотрены компенсации за причинение вреда имуществу пассажира — если пострадал багаж или ручная кладь, то компенсация положена в размере до 23 тысяч рублей.

По статистике ежегодно на общественном транспорте гибнут сотни людей, на порядок больше  пострадавших, здоровью которых причиняется вред в таких происшествиях. Таким образом, потенциальные страховые выплаты за год могут исчисляться миллиардами рублей. Но на деле пока осуществляются лишь единичные выплаты, поскольку пострадавшие не знают о своем праве на возмещение, не знают, к кому обращаться, и куда идти. Не только пассажиры не понимают, что им делать в ситуации ДТП, но и перевозчики не всегда осведомлены и не могут правильно сориентировать пострадавших. Как мы уже писали, данный вид страхования является обязательным, но в силу разных причин некоторые перевозчики не страхуют свою гражданскую ответственность, и в этом случае обращаться нужно в саму транспортную компанию. Если перевозчик не застраховал свою ответственность, по закону он обязан платить компенсацию самостоятельно, причем в том же объеме, что и страховая компания.

— К сожалению, чаще всего перевозчики, отказавшиеся от цивилизованной практики страхования, предусмотренной законом, не готовы компенсировать вред здоровью граждан, причиненный в результате ДТП, — объясняет Андрей Юрьев, — у большинства перевозчиков нет свободных денег для выплат пассажирам. И в подобной ситуации необходимо будет обращаться в суд. В любом случае, все граждане должны знать и уметь отстаивать свои права.       

Возврат к списку