30.09.2013

Metro (Москва): Закон в действии

Уже через два месяца после страшного ДТП под Подольском, когда груженный щебнем грузовик протаранил рейсовый автобус с 64 пассажирами, страховая компания отчиталась о выплате 36 млн. рублей компенсаций пострадавшим и родственникам погибших. Как страховщикам удалось так оперативно и цивилизованно помочь людям, рассказал газете Metro президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей ЮРЬЕВ.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как происходила выплата компенсаций пострадавшим и родственникам погибших в ДТП под Подольском.

- Процесс выплаты компенсаций регулируется вступившим в силу 1 января 2013 года федеральным законом №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». По этому закону, каждый перевозчик, кроме легкового такси и метрополитена, в обязательном порядке страхует свою гражданскую ответственность, и в случае чрезвычайного происшествия, повлекшего ущерб жизни и здоровью граждан, компенсацией ущерба занимается страховая компания. В данном случае ответственность перевозчика была застрахована в СК «СОГАЗ», которая исполнила свои обязательства строго в установленные законом сроки и в полном объеме.

- Пострадавшие пассажиры должны сами обращаться к страховщикам?

- Законом предусмотрено, что для получения компенсации граждане могут обращаться в страховую компанию лично или через своих представителей. Для получения денег можно и не ждать окончания лечения, собирая чеки. Достаточно представить в страховую компанию письменное заявление, а также документы, удостоверяющие личность, медицинское заключение о характере и степени причиненного вреда здоровью, справку о происшествии, оформленную ГИБДД или самим перевозчиком. Если же при аварии пассажир погиб, то выгодоприобретатели вместо медицинских документов должны предоставить свидетельство о смерти. Как видите - перечень документов совсем небольшой, и их собрать обычно не составляет труда. Например, после ДТП под Подольском уже через два дня страховая компания приняла 10 заявлений о выплате компенсаций.

Размер компенсации рассчитывается по таблице выплат, где все суммы фиксированы. Деньги можно получить сразу и использовать их для оплаты лечения. Поэтому даже если человек находится в стационаре и не может сам получать компенсацию, это могут сделать его близкие, оформив соответствующую доверенность.

- Насколько велики компенсации?

- Сейчас они существенно выше, чем были раньше, когда подобные случаи регулировались Гражданским кодексом. До вступления в силу 67-ФЗ компенсация рассчитывалась исходя из заработка пострадавшего, периода нетрудоспособности и стоимости лечения - предположим, за перелом ноги платили не более 50 тысяч рублей. Сегодня в соответствии с таблицей выплат компенсация за перелом превышает 200 тысяч рублей.

Размер выплат лицам, находившимся на иждивении у погибшего, а при их отсутствии - его близким родственникам составляет 2 млн. рублей. До 25 тысяч рублей выплачивается в качестве компенсации расходов на погребение. Сейчас, спустя два месяца после ДТП, страховой компанией выплачены компенсации родственникам 16 погибших и 20 пострадавшим пассажирам. Еще несколько выплат, в том числе по одному из погибших, планируется осуществить в ближайшее время. Всего на сегодняшний день урегулировано 46 заявлений. Родственники еще одного погибшего пассажира пока не обращались с заявлением в страховую компанию. По двум заявлениям компания произвела выплаты в связи с утратой имущества.

- Такая компенсация тоже предусмотрена?

-Да, правда, она невелика - до 23 тысяч рублей на человека. Основной упор в законе №67-ФЗ сделан на компенсации ущерба здоровью и жизни граждан.

- Андрей Васильевич, всегда ли урегулирование по вопросам выплат происходит так оперативно и гладко?

- К сожалению, нет. На сегодняшний день существует множество перевозчиков, которые избегают страхования своей ответственности перед пассажирами. Точных цифр здесь не существует, так как никто не знает, например, числа перевозчиков, работающих в стране. По данным Ространснадзора, перевозчиков в России около 66 тысяч. Конечно, не все они занимаются пассажирскими перевозками, но договоров страхования ответственности перевозчиков заключено по стране примерно в 3 раза меньше, то есть многие пассажиры общественного транспорта остаются на сегодня без страховой защиты. И пассажирам таких недобросовестных перевозчиков придется за компенсациями обращаться непосредственно к перевозчику. Но если у них не нашлось нескольких тысяч рублей на оформление страховки, то перспективы потерпевших получить с них миллионные компенсации за причиненный вред лично мне видятся весьма призрачными...

- А как узнать, защищена ли моя поездка в конкретном автобусе?

- В автобусе сертификат о страховании ответственности перевозчика нужно искать в салоне транспортного средства. Для информирования пассажиров всем перевозчикам рекомендовано размещать специальный сертификат с названием страховой компании и номером договора страхования. Если сертификата нет, необходимо обратиться к представителю транспортной компании, если же и он не сможет сказать, в какой страховой куплен полис ОСГОП, запишите государственный регистрационный знак транспортного средства. На сайте Национального союза страховщиков ответственности по номеру можно узнать, с кем заключен договор страхования и кто именно является перевозчиком.

- Что делать пассажирам, попавшим в ДТП, если выяснится, что перевозчик, чьими услугами они пользовались, оказался недобросовестным и не застраховал свою ответственность?

- Хочу отметить, что страховой случай по  67-ФЗ - это не только ДТП, а любой ущерб жизни, здоровью или имуществу пассажира, причиненный во время посадки, поездки или при высадке. Это может быть травма, полученная при резком торможении, это может быть случай, когда человека зажало дверями транспортного средства, и многие другие события, которые могут случиться при перевозке. Как я уже говорил, в случае, если пассажир пострадал, а ответственность перевозчика не застрахована, перевозчик обязан возмещать ущерб самостоятельно. При этом размер возмещения также рассчитывается по таблице выплат.

- И как на практике, покрывают перевозчики ущерб?

- Чаще всего отдельному перевозчику это не по карману, особенно если пострадавших много. Если вернуться к происшествию под Подольском - сумма компенсаций составила 36 млн. рублей. Конечно, перевозчику расплатиться по этим обязательствам было бы невероятно сложно. А страховой компании проще, ведь на покрытие таких экстренных расходов направляются деньги, сформированные из взносов всех добросовестно застрахованных перевозчиков.

- Кто может заставить перевозчиков соблюдать закон и страховать свою ответственность?

- С 1 апреля Ространснадзор получил право штрафовать всех, кто не выполняет требования 67-ФЗ. Штрафы значительные: от 500 тысяч до 1 млн. рублей для организации, до 50 тыс. рублей - для руководителей. И, разумеется, чем более информированы граждане, чем активнее они пользуются законом для защиты своих прав, тем проще выводить на чистую воду серых перевозчиков, которые экономят на страховании гражданской ответственности.

- Андрей Васильевич, последний вопрос: как защищены жизнь и здоровье пассажиров метрополитена?

- По закону метрополитен освобожден от обязательного страхования гражданской ответственности и самостоятельно компенсирует ущерб пассажирам. Как обычно, в завершение разговора я советую всем гражданам обращаться на сайт и горячую линию НССО для уточнения всех вопросов, связанных с компенсациями ущерба при происшествиях на общественном транспорте.

Возврат к списку