07.11.2013

ИНТЕРФАКС-АФИ: Страхование ответственности метрополитена увеличит стоимость проезда пассажиров на копейки - эксперт

Включение метрополитена в перечень видов транспорта, на которые распространяется требование страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, практически не скажется на стоимости проезда в этом виде транспорта, заявил агентству "Интерфакс-АФИ" президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.

Требование о возмещении ущерба с использованием механизмов страхования лежит в плоскости социально-ответственной политики и не окажется непомерно затратным для метрополитена, полагает исполнительный директор СК "МАКС" Андрей Мартьянов. "Стоимость одной поездки в этом случае вырастет всего на несколько копеек", - убежден он.

При этом максимальный объем страховой премии по этому сегменту пассажирского транспорта А.Мартьянов оценивает в 300-500 млн рублей по всей Российской Федерации.

"В отличие от других видов транспорта, по метрополитену есть достоверная статистика о количестве пострадавших и выплаченном возмещении. Она позволяет точно оценить необходимые тарифы и затраты метрополитена", - сказал представитель "МАКСа".

Ранее Минфином РФ была обнародована позиция о целесообразности распространения закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) на метрополитен (сейчас он имеет особый статус и не обязан страховаться, но обязан из собственных средств осуществлять компенсации на тех же условиях, как это делал бы страховщик). Идея распространить закон об ОСГОП на метрополитен поддерживается Национальным союзом страховщиков ответственности, ее реализация позволит сформировать ликвидные резервы для выплат пострадавшим пассажирам на этом виде транспорта, убежден А.Юрьев.

Первый заместитель председателя правления "СОГАЗа" (MOEX: SOGP) Николай Галушин считает целесообразным вводить обязательное страхование перевозчика подземки не только в Москве, но и в других крупных городах, в том числе в Санкт-Петербурге и Казани.

"Учитывая специфику метрополитена, считаю, что можно дать расширительное трактование термина "пассажир метро", распространив действие договора страхования не только на того гражданина, который вошел в вагон метро, а на всех, кто прошел через турникет на входе в метрополитен. События последнего времени говорят о том, что много пассажиров травмируется не в вагоне метро, а на станциях, переходах, эскалаторах метро", - сказал он.

Страховщики ответственности ранее высказались в поддержку инициативы о распространении законодательного требования по страхованию ответственности перед третьими лицами на метрополитен. Страховщики мотивировали свое предложение необходимостью выровнять условия получения выплат для пострадавших пассажиров на все видах транспорта.

В действующей конструкции закона об ОСГОП метрополитен находится в исключительном положении, он должен осуществлять выплаты самостоятельно в рамках установленных для страховщиков лимитов. Этот порядок не оспаривался до тех пор, пока не обнаружились факты, свидетельствующие о том, что страховые события в метрополитене были, заявления о выплатах - тоже, а самих выплат не случилось.

В ряде публикаций озвучивалась позиция Московского метрополитена о том, что распространение на него закона об ОСГОП заставит метро платить страховые взносы на сумму 2 млрд рублей в год. Однако НССО опровергает эти предположения.

"В прошлом году пассажиропоток московского метро составил около 2,5 млрд пассажиров, если разделить этот показатель на озвученный размер страховой премии в 2 млрд рублей, то получим тариф в 80 копеек на одну поездку. Но такого тарифа нет даже на самом аварийном транспорте - автобусах и маршрутках, где все перевозчики застраховались по тарифу 14 копеек", - сказал представитель союза.

"В отличие от других видов транспорта, по метрополитену есть достоверная статистика о количестве пострадавших и выплаченном возмещении. Данная статистика позволяет точно оценить необходимые тарифы и затраты метрополитена. Максимальный объем страховой премии по этому сегменту можно оценить в 300-500 млн рублей по всей Российской Федерации", - считает А.Мартьянов из СК "МАКС".

НССО ПРЕДЛОЖИЛ СТРАХОВАТЬ ПАССАЖИРОВ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ РЕЙСАХ

НССО направил в Минтранс, Минфин и Центральный банк письма с предложением внести изменения в закон об ОСГОП, распространив его действие на перевозчиков, осуществляющих некоммерческие перевозки в целях обеспечения более полной социальной защиты прав и интересов граждан РФ.

В настоящее время действие закона об ОСГОП не распространяется на перевозчиков, осуществляющих некоммерческие перевозки, такие, к примеру, как перевозка пациентов, включая сопровождающих их медицинских работников, которая осуществляется медицинскими учреждениями, перевозка учащихся и спортсменов, осуществляемая образовательными учреждениями, и иные виды некоммерческих перевозок, которые не подпадают под действие транспортных уставов и кодексов, в связи с тем, что в соответствии с положениями закона N67-ФЗ указанные организации не являются перевозчиками, обязанными осуществлять обязательное страхование.

Следовательно, при наступлении событий, в результате которых указанным выше категориям граждан может быть причинен вред жизни или здоровью, они не будут иметь возможности получить страховое возмещение в рамках закона N67-ФЗ.

По мнению НССО, невозможность для соответствующей категории граждан получить страховое возмещение в рамках закона N67-ФЗ по причине отсутствия обязанности перевозчиков, осуществляющих некоммерческие перевозки, страховать свою гражданскую ответственность носит дискриминационный характер.

Данные о пассажиропотоке в метрополитене по городам в 2012 году, млн пассажиров:

Московский метрополитен

2463,80

Петербургский метрополитен

783,9

Нижегородский метрополитен

32,2

Новосибирский метрополитен

82

Екатеринбургский метрополитен

48,2

Самарский метрополитен

16,7

Казанский метрополитен

26,9

Итого

3453,70

Возврат к списку