Мероприятия

03.06.2022

Вице-президент НССО Светлана Гусар выступила на 6-ом Московском актуарном форуме «МАФ-2022».

21.03.2022

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в Международном Экономическом Форуме государств – участников СНГ (МЭФ СНГ 2022)

26.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в 7-ом ежегодном "Форуме лидеров страхового рынка"

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ

27.02.2014

ИНТЕРФАКС-АФИ: Две трети пострадавших на транспорте пассажиров в 2013г не обращались за выплатами к страховщикам*

Москва. 25 февраля. - Закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП), как рассчитывали эксперты накануне его запуска, должен был обеспечить страховщикам минимум 5 млрд рублей премий в год. Согласно данным Службы по финансовым рынкам Банка России (СФР), в ОСГОП за первое полугодие прошлого года ожидания будто бы оправдывались, сбор премий составил 3,11 млрд рублей. Однако во втором полугодии темпы сбора премий упали в 5 раз, и по итогам года совокупный объем сборов оказался на уровне 3,7 млрд рублей.

Одновременно в 25 раз увеличился во втором полугодии 2013 года объем выплат: с 10 млн рублей в первом полугодии до 254 млн рублей к концу декабря минувшего года. Эксперты Национального союза страховщиков ответственности (НССО) ожидают в 2014 году кратного роста показателя выплат, если пострадавшие пассажиры полноценно начнут использовать свои предоставленные законом права. НССО разработал и реализует с момента введения закона об ОСГОП программу информирования пассажиров об их правах. Благодаря этому выплаты будут заявляться активнее. Страховщики ответственности перевозчиков понимают, что в дополнение к новым убыткам могут быть заявлены убытки 2013 года, срок исковой давности по таким договорам - 3 года.

Компании-лидеры по обязательному страхованию перевозчиков по итогам 2013 г.:

N

Наименование
организации

Премии,
тыс. руб.

Доля,
%

Выплаты, тыс. руб.

Доля,
%

Уровень
выплат, %

 

Итого по РФ:

3 674 717

100,0

254 384

100,0

6,9

1

СОГАЗ

723 684

19,7

67 785

26,6

9,4

2

Ингосстрах

520 660

14,2

18 767

7,4

3,6

3

Росгосстрах

382 631

10,4

4 887

1,9

1,3

4

Согласие

281 471

7,7

21 695

8,5

7,7

5

Страховая группа МСК

220 368

6,0

17 010

6,7

7,7

6

ВСК

210 123

5,7

10 933

4,3

5,2

7

АльфаСтрахование

166 371

4,5

26 512

10,4

15,9

8

Уралсиб

156 733

4,3

6 549

2,6

4,2

9

ЖАСО

128 082

3,5

8 882

3,5

6,9

10

Альянс

118 169

3,2

4 346

1,7

3,7

 

Итого по 10‑ке

2 908 292

79,1

187 366

73,7

6,4

 

ТРИ КВАРТАЛА СТРАХОВОГО ГОДА В ОСГОП

Закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков в РФ вступил в силу на территории страны с 1 января прошлого года. Однако первые договоры страхования начали действовать только с середины марта 2013 года по ряду причин, в том числе из‑за неготовности некоторых подзаконных актов, отметил в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов, анализируя первый календарный год работы в ОСГОП. По его мнению, при анализе статданных, предоставленных СФР, это обстоятельство приходится учитывать.

Вместе с тем, по его мнению, некоторые тенденции в реализации нового вида обязательного страхования просматриваются уже сейчас.

Дебютировавший в 2013 году обязательный вид страхования был мягче воспринят в обществе, чем его "коллега" - закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов - (ОПО). В.Карпов связывает это с многочисленностью аудитории получателей выплат.

"В ОПО принципиально иная частота наступления страховых событий. Здесь выплаты по одной катастрофической аварии могут достигать 6,5 млрд рублей, то есть фактически одна авария может поглотить сборы всех страховщиков по этому виду за 1 год деятельности в этом секторе на этом рынке", - отметил В.Карпов.

"В спокойные для ОПО годы сторонним наблюдателям кажется, что взносы платятся напрасно или что они слишком высоки, - добавила главный аналитик "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. - Множественные страховые события в ОСГОП легче примиряют общество с необходимостью страхования, трактуются как система обеспечении выплат пострадавшим пассажирам за счет коммерческих перевозчиков и страховщиков. Хотя оба закона близки друг другу по духу".

ТРЕТЬ ПОСТРАДАВШИХ ЗАЯВИЛИ ПРАВА НА ВЫПЛАТЫ

Вместе с тем, как отметил В.Карпов, за выплатами к страховщикам по новому закону в первый год обратились немногим более трети пострадавших в происшествиях на пассажирском транспорте.

"Пока, к сожалению, нельзя сказать, что большинство потерпевших пассажиров знают о своих правах. По нашим оценкам, в 2013 году в более чем 1000 происшествий погибло не менее 270 человек. Между тем, по данным информационной системы НССО, за выплатами обратились выгодоприобретатели по факту гибели лишь 94 потерпевших, то есть вопрос о выплатах поднимался в 35% случаев. Свыше 3500 пассажирам был причинен вред здоровью разной степени тяжести в прошлом году по данным, отраженным в СМИ за рассматриваемый период. Из них за выплатами обратились 1370 травмированных пассажира, то есть около 39%", - сказал представитель НССО.

Это только те происшествия, информация о которых была размещена в СМИ. Реальное же количество потерпевших, особенно с незначительными травмами, значительно больше, считает В.Карпов.

Начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО ожидает в 2014 году дальнейшего значительного роста показателя выплат в ОСГОП:"Учитывая тот факт, что сроки исковой давности для страховых выплат составляют 3 года, можно с уверенностью говорить, что потерпевшие продолжат заявить свои требования по происшествиям 2013 года в последующие периоды", - сказал он.

Если говорить о более репрезентативной статистике (по данным СМИ), отметил В.Карпов, можно сделать вывод, что "по количеству происшествий на первом месте с огромным отрывом находится автомобильный транспорт (около 92%), на втором месте - происшествия с троллейбусами (4,5%), на третьем - с трамваями (2,5%). Происшествия по остальным видам транспорта (авиационный, водный и железнодорожный) в сумме немногим превышают 1%". (Авиаперевозчики в РФ, к примеру, страхуют ответственность перед пассажирами по добровольным договорам страхования ответственности, используя международную оговорку и устанавливая большие лимиты ответственности).

Согласно данным Ространснадзора, в прошлом году с участием лицензируемых автобусов зарегистрировано 6854 ДТП, в которых погибли 633 пассажира и 10339 получили травмы.

Вместе с тем, наиболее травматичными считаются авиаперевозки, поскольку шансы выжить в них - минимальные. Предварительные данные из системы АИС НССО подтверждают такие выводы.

ВЫПЛАТЫ ПАССАЖИРАМ МЕТРО: ДАННЫЕ ОТСУТСТВУЮТ

НССО не располагает данными о пострадавших пассажирах, перевезенных метрополитеном в 2013 году. Этот вид пассажирских перевозок - единственный, который подпал под исключение из закона о страховании. Однако метрополитен законодателем не был освобожден от ответственности: в тех же объемах по закону метрополитен обязан возмещать убытки из собственных средств.

По словам начальника управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО, пассажиры метро "периодически обращаются в союз за консультациями, просят информационной поддержки".

"Дело в том, что метрополитенам закон отводит отдельную роль - обязывает их самостоятельно возмещать вред пассажирам, однако не устанавливает их обязанность проводить соответствующую информационную работу. Более того, отсутствие надлежащего контроля за исполнением метрополитеном данных функций приводит к тому, что многие потерпевшие откровенно жалуются, что не могут получить причитающиеся им по закону компенсации. Особенно сильный всплеск жалоб был после серии аварий в Московском метрополитене летом 2013 года. Поэтому НССО направил запросы во все метрополитены страны с просьбой предоставить информацию о порядке действий пассажиров и контактах для обращения за возмещением вреда", - разъяснил В.Карпов.

Пока на запросы НССО ответы пришли из Санкт-Петербурга и Казани. Полученную информацию союз разместил в разделе "потерпевшим" и планирует актуализировать ее по мере поступления информации от других метрополитенов.

ОСГОП С УЧЕТОМ РИСКОВ ТЕРРОРИЗМА

В течение первого страхового года членам НССО потребовалось уточнить свое отношение к риску "терроризм" в ОСГОП. Они признали его страховым случаем, несмотря на то, что закон строго не трактует его, и большинство международных страховщиков считают такой риск исключением.

Отвечая на вопрос, распространяются ли выплаты по риску "терроризм" также на метро, В.Карпов сказал: "статья 26 закона N67‑ФЗ содержит перечень ситуаций, при которых метрополитен может быть освобожден от выплат, и "теракта" среди них нет. Поэтому можно с уверенностью заявлять, что все пассажиры, находившиеся в процессе перевозки в метро (с момента входа в вагон и до момента выхода из него) и пострадавшие при теракте, имеют право на компенсацию в соответствии с условиями данного закона".

ЗАКОН ОБ ОСАГО СЛАБО ЗАЩИЩАЛ ПАССАЖИРОВ

До введения ОСГОП пассажиры автотранспорта были защищены скромным лимитом по ущербу жизни и здоровью в размере 160 тыс. рублей. Эти выплаты в ОСАГО строятся на принципиально иной модели расчета и потому скупее.

"Происшествия в ОСГОП случаются ежедневно, в них страдают люди. Чаще мы имеем дело с вредом средней или легкой тяжести в результате таких аварий. Однако встречаются и очень тяжелые происшествия (уже в этом году были аварии с десятками погибших пассажиров и многомиллионными выплатами), - напомнил В.Карпов. - Мы имеем дело с массовым видом страхования. Размер выплаты может достигать по новому закону 2 млн рублей в случае гибели пассажира. При этом возмещения, в отличие от закона об ОПО, предназначены не только иждивенцам потерпевшего, но и другим его близким родственникам в случаях, когда иждивенцев нет. У выгодоприобретателя в случае гибели или причинения тяжелого вреда здоровью потерпевшего по закону есть право получить предварительную выплату в 100 тыс. рублей в течение 3 дней".

"В результате фиксированная выплата по здоровью, которая осуществляется по факту причинения вреда в ОСГОП, как правило, в несколько раз превышает потенциальные реальные расходы потерпевшего, связанные с его последующим лечением, - считает В.Карпов. - При этом у пострадавших и их представителей по закону об ОСГОП остается возможность подать заявление и документы на выплату любому страховщику, занимающемуся ОСГОП, в случае, если в месте жительства потерпевшего не присутствует страховщик перевозчика".

СБОР ДОКУМЕНТОВ НА ВЫПЛАТУ В ОСГОП И ПРАВОВАЯ ЯМА

Важнейшей проблемой, считает В.Карпов, остается "определенный правовой вакуум между теми документами, которые должны быть предоставлены страховщику для выплаты, и документами, которые по факту оформляются при различных происшествиях на транспорте".

"Сейчас мы видим, что Минтранс России предпринимает усилия в этой части и готовит поправки в правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Второе направление отладки механизмов исполнения закона - совершенствование типовой формы справки о ДТП. Это очень важный документ, поскольку сегодня более 95% всех происшествий с пострадавшими на транспорте - это именно ДТП, - сказал представитель НССО.- Здесь союз также находится в тесном взаимодействии с органами ГИБДД, и мы надеемся, что вскоре будет найден устраивающий всех вариант решения проблемы".

Кроме того, существующая "таблица выплат по здоровью", утвержденная постановлением правительства РФ, содержит далеко не полный перечень травм и повреждений, которые могут быть причинены потерпевшим при перевозке. Очевидно, что в будущем данный документ будет дорабатываться и совершенствоваться. А пока приходится разбираться и давать частные рекомендации страховщикам по каждому такому спорному случаю, добавил он.

В.Карпов, оценивая эффективность информационных кампаний, которые союз разрабатывал и проводил для расширения числа информированных пассажиров, сказал, что "после каждой крупной публикации, естественно, в НССО поступал всплеск звонков от потерпевших. Т.е. часто помощь оказывалась персональная и адресная". Кроме того, на своем сайте НССО разместил для потерпевшим отдельный раздел, где подробно рассказал о том, что и как надо делать потерпевшим, чтобы получить страховую выплату, куда обращаться, какие документы собирать и в каком размере им должна быть выплачено возмещение. Правда, эта информация привлекла внимание не только честных пассажиров, но и потенциальных "детей лейтенанта Шмидта".

МОШЕННИКОВ ПЛЕМЯ МЛАДОЕ И НЕЗНАКОМОЕ

Уже сейчас в некоторых регионах страховщики наблюдают неприятные тенденции сомнительного самопожертвования.

"Перевозчики все чаще жалуются, что пассажиры умышленно "падают" в салонах транспортных средств, затем, не сообщая о происшествии водителю, берут справку в медпункте и пытаются получать страховую выплату. Нельзя сказать, что большинство из этих людей мошенники, но такие неявные ситуации действительно в настоящее время часто подвергаются сомнению. Некоторые перевозчики довольно оперативно нашли выход и устанавливают сейчас в салонах видеорегистраторы, фиксирующие все происходящее. Такие приборы позволят страховщикам разобраться в обстоятельствах аварии с участием пассажиров и одновременно защитят интересы последних", - заключил представитель НССО.

Как сообщалось ранее, закон об обязательном страховании перевозчиков перед пассажирами вступил в силу 1 января 2013 года. Согласно федеральному закону, выплата за вред жизни составляет 2,025 млн рублей, за вред здоровью (по таблице выплат) - до 2 млн рублей, за вред имуществу - до 23 тыс. рублей.

При этом выплата за вред имуществу рассчитывается исходя из расчета фиксированной выплаты - 11 тыс. рублей за любое поврежденное имущество пассажира, признаваемое ручной кладью. Если потерпевший докажет, что вред причинен в большем размере, то возмещение возможно за реальный ущерб.

Возврат к списку