09.06.2014

Саморегулирование и бизнес: Пассажиров защитили

Почти полтора года действует закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Согласно ему, страховое возмещение полагается пострадавшим пассажирам практически всех видов общественного транспорта, включая железнодорожные перевозки, воздушные, морские, автобусные, а также городской электрический транспорт.  О том, как работает законодательство в сфере обязательного страхования на транспорте, пояснил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.

В чём суть ОСГОП? Расскажите, пожалуйста, о том, как происходит выплата компенсаций пострадавшим пассажирам?

Процесс выплаты компенсаций регулируется вступившим в силу 1 января 2013 года федеральным законом №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». По этому закону, каждый перевозчик, кроме легкового такси и метро, в обязательном порядке страхует свою гражданскую ответственность, и в случае чрезвычайного происшествия, повлекшего ущерб жизни и здоровью граждан, компенсацией ущерба занимается страховая компания.

Есть ли отличие в процессе выплаты страховых возмещений в зависимости от вида транспорта, на котором произошло чрезвычайное происшествие?

Нет никакого различия между перевозками на поездах дальнего следования, пригородными электричками или, например, городскими маршрутками. Все перевозчики одинаково обязаны застраховать свою ответственность, а пассажиры в рамках законодательства имеют право на компенсацию независимо от того, на каком виде транспорта произошло ЧП.

На что вправе рассчитывать пассажиры, пострадавшие в результате ЧП на общественном транспорте?

Страховая выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2 025 млн рублей, здоровью - до 2 млн, имуществу - до 23 тыс. Немаловажно положение о том, что в случае гибели пассажира право на возмещение имеют не только иждивенцы, но и его ближайшие родственники. Если у перевозчика нет договора страхования, потерпевший все равно может требовать возмещения вреда непосредственно у транспортного предприятия. Чтобы получить причитающееся, пострадавшему пассажиру нужно обратиться к страховщику или перевозчику со стандартным пакетом документов: заявлением, справкой о ДТП, составленной ГИБДД, или документом о произошедшем событии и его обстоятельствах, оформленным уполномоченным лицом перевозчика, а также медицинскими документами о причиненном вреде здоровью в результате происшествия. Процедура реализации закона для граждан максимально упрощена, а НССО следит за добросовестным выполнением буквы закона страховыми компаниями.

Какова сегодня ситуация на железных дорогах? Часто ли пассажирам приходится обращаться за страховым возмещением?

По имеющейся у нас информации, на сегодняшний день с начала действия Закона на железных дорогах произошло порядка 140 происшествий, признанных страховыми случаями. В результате действия страховщиков более 160 человек получили денежные компенсации за вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу.

Что вы можете сказать о перспективах ОСГОП? Что планируется сделать в будущем для укрепления эффективности защиты пассажиров со стороны страховщиков?

Работа ведётся в разных направлениях. Сейчас на рассмотрении в Минфине и Минтрансе находится предложение НССО распространить действие закона на некоммерческие перевозки. Нередки случаи попадания в аварии школьных автобусов, машин скорой помощи, других некоммерческих перевозчиков. В результате пострадавшие не могут рассчитывать на компенсацию. НССО считает такое положение вещей дискриминационным. Кроме того, союз предлагает распространить действие закона об ОСГОП и на метрополитен. Пассажиры метро имеют ровно такие же права на получение компенсаций, как и пассажиры любых других видов общественного транспорта.

Видимы ли положительные результаты действия ОСГОП на сегодняшний день?

Безусловно. Рост страховых выплат, который мы наблюдаем на протяжении этих полутора лет, говорит о том, что закон работает, а пассажиры в результате информационной поддержки знают о своих правах и не забывают ими пользоваться. В 2013 году страховщики заплатили 235 млн. руб. в качестве компенсаций потерпевшим на транспорте. А ведь это было на «разбеге» действия закона. Уже с начала 2014 года страховыми компаниями было выплачено пострадавшим пассажирам около 160 млн. руб. Это серьёзный шаг в укреплении процесса грамотного, цивилизованного урегулирования убытков.

Возврат к списку