27.06.2014

BezFormata.Ru: Прежде чем нажать на газ, застрахуй, перевозчик, нас!

«Кто хочет ехать быстро, тот должен ехать один». С этим высказыванием согласятся все пассажиры самого скоростного транспорта Кызыла – маршрутных такси. Конечно, от происшествий в дороге на любом виде транспорта никто не застрахован. Но именно в городских «маршрутках» шансы доехать до пункта назначения целым и невредимым граничат с нулевой отметкой.

При всем этом далеко не каждый пассажир знает, что его жизнь, здоровье, и даже имущество, перевозчики обязаны застраховать. И в случае ДТП, даже неудачного торможения, когда можно и ушибиться, и ногу сломать (да мало ли!) – полагается компенсация.

Сколько стоит жизнь пассажира

Закон об обязательном страховании и ответственности перевозчиков вступил в силу 1 апреля 2013 года. Согласно ФЗ каждый перевозчик должен застраховать жизнь и здоровье своих пассажиров. Соответственно, в случае аварии со смертельным исходом, увечьями, или другого ЧП, которое закончилось для пассажира ссадинами, шишками или разбитым планшетом, страховая компания обязана выплатить компенсацию. Конечно, если перевозчик заключил со страховщиками договор. Законом установлены и суммы компенсации. Максимальный размер выплаты родственникам погибших составляет два миллиона двадцать пять тысяч рублей, пострадавшим – два миллиона рублей. Минимальная компенсация, например, при ушибах или ссадинах, - две тысячи рублей. За поврежденное имущество предусмотрена выплата до 23-х тысяч рублей. В случае, если перевозчик не застраховал жизни своих пассажиров, компенсации придется добиваться через суд. Правда, в этом случае возместить ущерб обязан сам индивидуальный предприниматель.

Тысяча проданных билетов

По данным Госавтонадзора по РТ, на сегодняшний день только 30% индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров в столице республики, застраховали жизнь и здоровье наших граждан. То есть, «газелисты», как и прежде, пытаются увильнуть от лишних затрат. Сумма страховки для городских перевозчиков составляет 13 тысяч 778 рублей.

В принципе существует две схемы расчета страхового взноса. Первый, это когда стоимость страховки зависит от количества пассажиров. Но в этом случае перевозчики должны предоставлять страховой компании статистические данные по проданным билетам. Но, ни в одной маршрутке их не продают. Поэтому страховку у нас рассчитывают по единой для всех схеме.

Правда перевозчики всеми правдами и неправдами пытаются снизить сумму. По информации, предоставленной в одном из филиалов страховых компаний города, некоторые ИП, занимающиеся этим видом деятельности, приносят справки с информацией о проданных билетах за прошедший год. Но страховщики сомневаются в подлинности этих документов, хоть они и выданы в городской администрации. Ведь согласно им, каждый перевозчик в месяц продает ровно тысячу билетов. Что явно не соответствует действительности, считают страховщики. Да и печать на справке отсутствует.

Экономный платит трижды

Из всего сказанного становится понятно, что обязанности по страхованию наших жизней перевозчики не особо стремятся выполнять. Штрафы, конечно, предусмотрены, так ведь каждый маршрутчик их надеется избежать. Тем не менее, за осуществление перевозки пассажиров без страховки для организаций предусмотрены штрафы - от 500 тысяч до одного миллиона рублей, для руководителей - до 50 тысяч рублей. Если при перевозке пассажиров без страховки еще и причинен вред здоровью, имуществу пассажиров, то перевозчик обязан выплатить из своего кармана страховое возмещение. Кроме того, с него взыскивается неосновательно сбереженные суммы, которые он «сэкономил» на страховке.

Требуйте, жалуйтесь!

Что же нужно сделать пассажиру, чтобы получить страховое возмещение? Для начала выяснить: приобрел ли перевозчик полис. По закону он обязан по требованию пассажира предоставить информацию о страховщике: его наименование, местонахождение, почтовый адрес, номер телефона. Более того, эти сведения должны быть размещены в салоне маршрутки. Ведь надо знать в какую страховую компанию обращаться с заявлением. Также пассажир должен иметь на руках доказательства, что он ехал именно в этой маршрутке – билет (которых не выдают). Кстати в филиалах страховых компаний Кызыла корреспонденту еженедельника не смогли дать четкого ответа, как нужно действовать в этих случаях. Позвонив в головной офис московской страховой компании мы выяснили, что первым доказательством является талончик на проезд. «А, если их не выдают? - поинтересовались мы. «Требуйте, не дали - жалуйтесь в транспортную инспекцию. Это нарушение закона».

Телефон - свидетель

Однако, талончик - не единственный свидетель. Если произошло ДТП, пассажирам советуют настаивать на вызове сотрудников ГИБДД. Они оформят происшествие и зафиксируют всех пострадавших. В данном случае бригада «скорой помощи» также будет вашим свидетелем. Если вы получили ушиб или пострадало только имущество, то надо обязательно записать номер автомобиля и маршрута, все данные водителя, и, главное, перевозчика, которому принадлежит это транспортное средство. Если есть возможность, обменяйтесь номерами с другими пассажирами. Сфотографируйте на мобильный телефон место в салоне, где вы получили травмы или пострадало ваше имущество. Впоследствии все это поможет доказать страховщику или судье факт произошедшего события. Исчерпывающий перечень документов, которые понадобятся для возмещения ущерба, должны сообщить в страховой компании. Но гораздо проще и быстрее, как показывает практика, найти эту информацию на сайте Национального союза страховщиков ответственности (НССО) в раздел «Потерпевшие».

По закону страховщик обязан выплатить возмещение или направить мотивированный отказ в течение 30 дней со дня получения всех документов.

В одном из филиалов страховой компании Кызыла мне рассказали, что за все время своей работы к ним ни разу не обращались пассажиры, пострадавшие на городских маршрутах. Возможно, конечно, что пострадавшие обращались к другим страховщикам. Но что-то нам подсказывает, что в большинстве своем пассажиры просто не знают о своих правах, и потому их не отстаивают. И даже когда водитель «ГАЗели» лихо срывается с места, едет «по встречке», или резко тормозит, а пассажиры при этом падают, то это происшествие воспринимается ими как комический случай. За которым, впрочем, рано или поздно последует трагический финал.

+++++

К сведению пассажиров: Если информация о страховщике отсутствует, вы можете сразу пожаловаться в контрольно-надзорные органы, например в транспортную инспекцию РТ по телефонам 5-22-00, 5-15-64. И перевозчика возьмут на заметку. При проведении рейдовых мероприятий, его проверят в первую очередь. Для внеплановой проверки перевозчика вам следует обратиться с жалобой в письменном виде. Даже если выяснится, что ответственность владельца транспортного средства не застрахована, то вы вправе потребовать возмещения от самого перевозчика через суд. Он должен выплатить вам ту сумму, которую бы перечислил страховщик, будь ответственность перевозчика своевременно застрахована.

Возврат к списку