Мероприятия

26.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в 7-ом ежегодном "Форуме лидеров страхового рынка"

22.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в «Итоговом Форуме Такси – 2021»

19.11.2021

Светлана Гусар приняла участие в отраслевой конференции Ространснадзора «Умный» государственный контроль (надзор), Фокус на устранение рисков»

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ

07.10.2014

Мир новостей: Лифт на тот свет?

Только за восемь месяцев этого года в России произошло 33 происшествия, связанных с лифтовым оборудованием в жилом и нежилом фондах. В 11 случаях речь идет о гибели людей. Что мешает российским подъемным машинам ездить вверх-вниз без риска для жизни пассажиров, пытался выяснить корреспондент "МН".

На самом деле точное число "лифтовых" происшествий никому не известно. Те, в которых есть пострадавшие или даже погибшие, растворяются в полицейских сводках. Те же, что попадают в единую базу Национального лифтового союза (НЛС), - это информация с сайтов следственных органов, МЧС и СМИ. До 2012 года подобную статистику вообще никто не вел. А не мешало бы. Ведь подобные данные проливают свет на то, в каком состоянии находится сегодня лифтовое хозяйство - неизменный элемент любого многоквартирного дома.

Ни денег, ни совести

Изучая статистику, делаешь неутешительный вывод: в большинстве случаев сами подъемные машины в произошедших инцидентах ни при чем.

Ну вот, например: в Норильске пьяный мужчина катался на лифте туда-сюда, набирал номер диспетчера и упорно молчал, а потом устроил пожар в лифтовой кабине и... сгорел в ней заживо.

В Самаре в подвальной части лифтовой шахты нашли мертвого бомжа.

В Ленинградской области с крыши девятиэтажки в вентиляционную шахту лифта сбросили мужчину.

В Москве и Пензе в лифтовых шахтах погибли сотрудники лифтовой службы. Вопрос: соблюдалась ли техника безопасности при проведении ремонтных работ?

А вот самые шокирующие ЧП действительно случаются именно из-за "взбесившейся" техники. В подмосковном Дмитрове в феврале этого года молодая мама спустилась с двухлетним ребенком на первый этаж, а когда малыш вышел из лифта и женщина пыталась выйти за ним, лифт поехал вверх и молодую маму буквально разорвало пополам.

В июне супруги заходили в лифт многоэтажки Санкт-Петербурга с коляской, в которой лежал младенец. Как только детская коляска оказалась в кабине, подъемник резко двинулся вниз: коляска перевернулась и смертельно травмировала выпавшего из нее малыша.

В августе 35-летняя жительница Севастополя вызвала лифт на четвертый этаж. Когда тот прибыл, она вошла в кабину и стала ждать родственников, придерживая двери лифта. Но железные заслонки не подчинились усилиям пассажирки и закрылись, зажав женщину. Лифт при этом поехал. Когда подъемник остановился, пассажирка была уже мертва.

Подобные вещи, как правило, происходят с лифтами, либо выработавшими свой ресурс, либо лишенными квалифицированного техобслуживания.

Обслуживающие организации в целях экономии все чаще заключают договоры с фирмами без лицензий на подобный вид деятельности.

- Срок службы лифта составляет 25 лет, но, даже когда в доме идет капремонт, не всегда находятся деньги на замену "пенсионеров перевозок", так как замена лифтов - одна из самых затратных статей расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, - рассказали "МН" в НЛС. - Стоимость нового лифта составляет примерно 1,5 млн руб., не считая стоимости установки. И когда решаются вопросы, на что потратить выделенные деньги - на замену старого лифта или на ремонт крыши, канализации и водоснабжения, - лифт проигрывает в этой схватке. Недостаточное финансирование программы по замене лифтов приводит к печальным последствиям, как и то, что владельцы лифтов - управляющие компании, кооперативы или даже частные лица - доверяют обслуживание и ремонт лифтов не специализированным организациям, а малопонятным конторам.

30 января этого года в Ульяновске в лифте застрял мужчина. Связаться с диспетчером он не смог, потому что не работала кнопка вызова. Когда вдобавок еще и свет в кабине погас, пассажиру стало совсем нехорошо - прихватило сердце. Превозмогая боль, мужчина дозвонился по сотовому телефону в скорую помощь и службу спасения, благодаря которым эта история закончилась благополучно.

Позже выяснилось, что обслуживающая дом управляющая компания собирала деньги с жильцов, но до специализированной организации ООО "Волга-лифт" они не доходили. Когда долг достиг 2,7 млн руб., "Волга-лифт" расторгла договор с УК, а в лифтовом хозяйстве появился человек, который на вопросы, какую организацию он представляет, отвечал: "Я сам по себе". Оказалось, что УК не платила за работу даже ему, в итоге тот тоже расторг договор на обслуживание лифтов.

- Наш союз последние три года пытается добиться того, чтобы на законодательном уровне обязать организации, обслуживающие жилой и нежилой фонды, заключать договоры на обслуживание и ремонт лифтов только со специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии, - говорят в НЛС. - Пока, к сожалению, подобные требования носят лишь рекомендательный характер.

"Было страшно, как в кино!"

Некоторые рычаги давления на недобросовестных владельцев лифтов все-таки есть. Экономические. Заключая договор страхования особо опасного объекта (а лифт таковым считается по закону), страховые компании могут увеличить сумму страхового взноса, если обслуживание лифта возложено на какой-нибудь "Раздолбайсервис", а не на лицензированную компанию. Это вам не турбизнес, тут страховщики просчитывают каждый шаг, потому что закон обязывает их в полном объеме платить пассажирам за ущерб, нанесенный при аварии в лифте.

Достаточно вспомнить нашумевший случай в столичном бизнес-центре "Варшавка Sky". 26 июня 2013 года лифт, в котором находились две девушки и пятеро парней, начал неожиданно и очень быстро спускаться, за пару секунд пролетев три этажа. И так же резко остановился: сработала аварийная система. Одна из участниц Юлия К. рассказала: "Было реально страшно, как в кино! Идешь себе на обед и тут - раз! Обрывается трос, свободное падение и торможение. А потом еще полтора часа с человеком, который лежит со сломанной ногой и страдает от боли". Павел М. в той аварии пострадал сильнее всех. У него была сломана большая берцовая кость, переломана шейка малой берцовой кости, вывихнуты кости голени и произошел острый тромбоз глубоких сосудов. За его страдания, сообщили "МН" в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО), компания "Ингосстрах" выплатила молодому человеку 1 млн руб. Полностью всю сумму Павел смог получить спустя 14 месяцев после ЧП.

14 месяцев - долгий срок. Столько страховщики ждали окончания расследования, которое проводили полицейские, само собой, несильно разбирающиеся в тонкостях лифтового хозяйства. Теперь рассмотрение "лифтовых" происшествий будет проводиться куда быстрее. В конце августа после многолетних усилий Национального лифтового союза были утверждены Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах - лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах). Отныне в комиссию по расследованию в обязательном порядке будут входить эксперты Ростехнадзора. Расследование аварий ускорится, а значит, и пострадавшие смогут получать компенсации быстрее.

***

МОСКВА ТЯНЕТ

В рамках московской городской программы за последние два года было обновлено 12 % от всего лифтового хозяйства города. К 2017-му этот показатель должен достигнуть 100 %. В этом году в столичных домах будет заменено почти 4 тысячи лифтов на сумму 7,3 млрд руб.

***

СПРАВКА "МН"

В России эксплуатируется около 530 тыс. лифтов. Каждый год, по официальным данным, в лифтах гибнет в среднем 11 человек.

***

КСТАТИ

"БЕЗОПАСНАЯ ВЕРТИКАЛЬ"

Такой урок в следующем году может появиться в школах в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Детям расскажут, что делать и чего не делать, если кабина лифта остановилась, к чему приводят попытки самостоятельно открыть створки лифта, почему нельзя прыгать в лифте и пользоваться им во время пожара.

Елена Хакимова

Возврат к списку