05.12.2014
Каковы текущие итоги работы страховщиков по обязательным видам страхования ответственности владельцев ОПО и перевозчиков? В чем причины тенденции к снижению сборов по данным направлениям?
В настоящее время членами НССО являются 65 страховых организаций (64 действительных члена и 1 наблюдатель). В 2014 году из состава объединения были исключены 2 страховые организации («ГУТА-Страхование» и «ЖАСКО») и вступила 1 страховая организация («Центральное Страховое Общество»).
По данным НССО, на 26 ноября совокупный объем сборов страховщиков с начала 2014 года по обязательному страхованию ОПО составил 6,19 млрд. рублей. Ожидаем, что за весь 2014 год сборы составят около 6,55 млрд. рублей. Емкость пула НССО по ОПО составляет 4 млрд. 165 млн. рублей, размер компенсационного фонда – 714 млн.руб.
Падение сборов обусловлено, в первую очередь, уменьшением числа подлежащих страхованию объектов с 300 тысяч до менее чем 200, значащихся в реестре на сегодняшний день, после перерегистрации.
Активно обсуждается пакет поправок в закон № 225-ФЗ от «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Согласно плану законотворческой деятельности, в декабре 2014 года проект этих изменений должен быть передан из Минфина в Правительство, а в 1 квартале 2015 года – внесен Правительством в Государственную Думу. Состав этих изменений практически согласован, в том числе с Минфином, Банком России и Минэкономразвития с привлечением Ростехнадзора и Минприроды. Предложение о включении в закон страхования экологических рисков из проекта исключено. Остались изменения, касающиеся увеличения страховых сумм по шахтам (до 50-100 млн. рублей в зависимости от числа людей, спускающихся в забой), включения новых видов опасных объектов (например, траволаторов), расширения перечня лиц, имеющих право на возмещения по смертельным случаям (раньше его могли получить только иждивенцы погибшего, теперь – близкие родственники, как в законах по ОСАГО и перевозчикам), установления фиксированной суммы выплат по нарушению условий жизнедеятельности людей в результате страхового события (800 рублей в сутки на человека). Банк России будет вправе по своему усмотрению устанавливать страховые тарифы в рамках тарифного коридора. Кроме того, согласно проекту изменений, с 2017 года НССО должен будет перейти на взаимодействие с органами власти через систему межведомственного электронного документооборота.
Уже два месяца на сайте НССО в закрытой зоне работает калькулятор премии по ОПО. Страховая компания, введя параметры договора, получает не только правильный расчет премии, но и код-идентификатор для клиента, воспользовавшись которым тот может проверить свою стоимость страхования. Надеемся, что это позволит избежать ошибок и недобросовестной конкуренции при проведении тендеров. За время работы системы страховщики уже воспользовались данным сервисом почти 2000 раз.
Сборы по обязательному страхованию ответственности перевозчиков на 26 ноября 2014 составили 3, 36 млрд. рублей, по итогам года ожидаем порядка 3,5 млрд. рублей. Выплаты с начала 2014 года составили 556 млн.рублей (для сравнения, за весь 2013 год было выплачено 313 млн.рублей).
При этом 90 % заключаемых договоров страхования имеют среднюю премию около 19 тысяч рублей, причем в текущем году отмечено даже ее снижение: с 19,5 тысяч рублей по всему 2013 году до 18,9 тысяч рублей за неполный 2014 год. Однако, несмотря на столь малый размер средней премии, транспортное сообщество продолжает инициировать дискуссии, касающиеся стоимости страхования.
Основные причины снижения объемов собираемой премии следующие. Во-первых, вступило в силу Постановления Правительства о порядке расчета числа пассажиров для целей страхования. Во-вторых, Минтрансом из года в год регистрируется сокращение общего пассажиропотока на всех массовых видах транспорта, за исключением железнодорожного и авиационного.
Далеко не всегда правомерно применяется, в рамках действующего тарифного коридора, минимальное значение страхового тарифа. По 2 из 12 видам транспорта (воздушному и внутреннему водному транспорту) минимальный тариф не должен был бы применяться, в силу того, что соотношение выплат к начисленной страховой премии в этих отраслях уже сейчас превышает расчетный тариф.
При переходе из одной страховой компании в другую страхователь, зачастую, скрывает свои убытки прошлых лет, а также факты досрочного расторжения договора страхования в силу неуплаты очередного платежа. Чтобы исключить такие действия, мы в НССО создаем единую базу данных – прообраз «бюро страховых историй» по перевозчикам, где должна хранить всю информацию обо всех действиях по их договорам страхования с марта 2013 года, включая заявленное количество пассажиров.
Емкость пула НССО по страхованию перевозчиков составляет 1 млрд. 759 млн. рублей (напомним, что перестрахование в пуле по данному виду всех договоров страхования является обязательным), размер компенсационного фонда – 198 млн.руб.
В закон № 67-ФЗ нами также подготовлен пакет предложений по поправкам, он направлен на рассмотрение в Минфин и Минтранс в конце ноября 2014 года. Еще одно важное изменение может также касаться включения метрополитена в число страхователей.