30.04.2015

Тарифам по перевозчикам дали 3-5 лет

НССО активизирует работу по информированию граждан о праве на выплаты по ОСГОП

 Банк России, проанализировав статистику за 2013 год по обязательному страхованию ответственности перевозчиков, посчитал ее недостаточной для выводов о тарификации в этом виде страхования. Для каких-либо выводов понадобится статистика в разрезе 3-5 лет.

ЦБ также полагает необходимым проводить работу по повышению уровня информированности граждан о праве на компенсации в силу высокой социальной значимости этого вида страхования.

             Банк России сделал вывод о недостаточности имеющихся форм статистики в области обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) для анализа тарифов в этом виде страхования. Выводы по итогам мониторинга значений страховых тарифов в ОСГОП, применяемых в 2013 году, опубликованы в последнем выпуске "Вестника Банка России".

            В частности, Банк России по результатом проведенной работы счел целесообразным обратиться в Минфин РФ с просьбой внести в федеральный план статистических разработок дополнительные формы отчетности для пассажирских перевозчиков, что позволит точнее проводить мониторинг ценовых значений применяемых в ОСГОП тарифов.

            Ведомственная статистика по пассажирским перевозчикам должна быть дополнена рядом показателей, считают в Центробанке. К примеру, целесообразно дифференцировать информацию о страховых событиях и о пострадавших. Предполагается ввести категории данных по видам перевозчиков, а также разделить пострадавших по степени тяжести полученного вреда.

            Основой для получения информационно-статистического массива данных Банк России считает ведомственную и информацию, поставленную страховщиками ОСГОП Национальному союзу страховщиков ответственности (НССО).

            Комментируя некоторые выводы Банка России по итогам мониторинга состояния тарифов в ОСГОП в 2013 году, президент НССО Андрей Юрьев пояснил, что "союз много сделал для формирования информационного ресурса в ОСГОП". По его словам, "для страховщиков ответственности крайне важно иметь доступ к первичной информации Росстата. Это позволит перепроверить данные по заключенным договорам ОСГОП, предоставленные пассажирскими перевозчиками в официальном порядке".

            А.Юрьев добавил, что "данные, декларируемые перевозчиками, порой расходятся с данными страховщиков их ответственности, однако выявить эти нестыковки удается только косвенным образом: ситуация со статистикой по перевозчикам недостаточно прозрачна и полна для построения четких выводов, в том числе об уровне убыточности в этом виде страхования".

            Также одним из приоритетным шагов в информировании граждан является проводимая работа по взаимодействию с МЧС России. Планируется, что МЧС будет информировать о правах на компенсации, предусмотренных законами об ОПО и ОСГОП, с помощью своей системы ОКСИОН - электронных табло, которые расположены в местах массового скопления людей. В настоящий момент обсуждается формат информирования и сценарии роликов и текстов для показа на информационных табло.

            В мониторинге достаточности тарифов в ОСГОП за период 2013 года мегарегулятор назвал полученные по итогам первого 2013 года страхования ОСГОП данные "нерепрезентативными".

            Статданные охватывают неполный страховой период, поскольку договоры ОСГОП в этом новом виде страхования начали заключаться с середины марта 2013 года. Банк России отмечает в опубликованном документе, что охват обязательным страхованием автобусного транспорта составлял чуть более 80% за прошедший период.

            Кроме того, говорится в мониторинге, подготовленном департаментом страхового рынка Банка России, статданные по видам перевозчиков отличаются высокой волатильностью, поэтому статистика за 2013 год нерепрезентативна. Это объясняется разными причинами: значительной зависимостью аварийности некоторых видов транспорта от погодных условий, которые отличаются год от года, высокой долей катастрофических убытков по некоторым видам перевозок и т.д. Это означает, что по данным одного года делать выводы об адекватности страховых тарифов некорректно. Для объективных выводов о необходимости изменений значений страховых тарифов необходима страховая статистика минимум за 3 года для автомобильного (автобусного) транспорта и городского наземного электрического транспорта и минимум за 5 лет – для остальных видов транспорта.

            Банк России полагает, необходимо повышение уровня информированности населения о правах потерпевших на получение страховой выплаты. Федеральный закон № 67‑ФЗ носит ярко выраженную социальную направленность. Любой гражданин, жизни, здоровью и/или имуществу которого был причинен вред при пассажирской перевозке, имеет право на получение соответствующей денежной компенсации. Однако имеющаяся статистика показывает, что, в то время как по ряду видов транспорта (железнодорожный транспорт, внутренний водный транспорт) количество потерпевших, обратившихся за страховой выплатой, соответствует или даже превышает показатели ведомственной статистики, по ряду видов транспорта, в первую очередь на автомобильном (автобусном) транспорте, количество потерпевших, обратившихся за страховой выплатой, значительно уступает показателям ведомственной статистики.

            Есть две объективные причины наблюдаемого расхождения. Во-первых, как было отмечено выше, договоры страхования действовали в 2013 году в течение срока, значительно меньшего, чем сам календарный год. Тем самым не все случаи причинения вреда пассажирам вошли в страховую статистику. Во-вторых, охват страхованием пассажиропотока по ряду видов перевозок оказался ниже 100%. Так, например, по автомобильным (автобусным) перевозкам число застрахованных пассажиров в 2013 году составило 81,1% от перевезенных.

            Другой причиной данного несоответствия является недостаточная информированность населения о своем праве на получение страховой выплаты в случае причинения вреда при пассажирской перевозке. Повышение информативности пассажиров в отношении условий данного вида страхования должно являться одним из приоритетных направлений деятельности регулятора, страховщиков, НССО и перевозчиков.

Возврат к списку