17.08.2015

Проездом за страховкой

После серии громких ДТП с участием пассажиров только за неполные два месяца потенциальный объем выплат компенсаций страховщиками превышает 150 млн рублей. Эксперты подсчитали: передвигающиеся на автобусах чаше других пассажиров становятся пострадавшими, при этом менее половины из них знают о своем праве на страховую компенсацию.

Опасные путешествия

За неполные два месяца, с 24 июня по 10 августа, в России произошло восемь крупных ДТП с участием общественного транспорта. Аварии унесли жизни 56 пассажиров, еще около 170 человек получили травмы различной степени тяжести. Потенциальный объем страховых выплат по этим авариям составляет более 150 млн рублей, подсчитали в Национальном союзе страховщиков ответственности(НССО), напомнив, что в России с 2013 года действует закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП).

Закон обязывает перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами. В случае ДТП страховая компания, с которой у перевозчика заключен договор, обязана произвести выплаты пострадавшим пассажирам. За вред имуществу полагается компенсация до 23 тыс. рублей, за вред здоровью пассажир может рассчитывать на выплату в размере до 2 млн рублей, а в случае смерти пассажира родственникам погибшего полагается 2 млн рублей, а также затраты на погребение – 25 тыс. рублей. «Далеко не все перевозчики страхуют свою гражданскую ответственность. Это означает, что все выплаты должен будет производить сам перевозчик. Мы живем в реальном мире и понимаем, что у перевозчиков не закладываются специальные резервы для выплат», — говорит президент НССО Андрей Юрьев.

С начала действия закона в НССО проанализировали аварийность пассажирского транспорта в России и объем произведенных страховых выплат. Выяснилось, что наибольшее количество пострадавших в ДТП приходится на пассажиров автобусов (80,6%). Доля пострадавших на железнодорожном транспорте составила 8,4%, в троллейбусах – 5,5%, на внутреннем водном транспорте – 2,7%, в трамваях – 2%. Наименьшее количество пострадавших отмечено на воздушном транспорте – 0,7%.

С момента действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков и до 12 августа общее количество аварий с участием общественного транспорта составило 4 095, количество потерпевших (включая гибель людей) 6 004 человек. Пострадавшим страховщики выплатили 1,245 млрд рублей. В НССО подчеркивают, что более 90% всех выплат приходится за вред жизни и здоровью пассажирам.

Андрей Юрьев отмечает, что в прошлом году были застрахованы 82,4% всех перевезенных пассажиров. «Это означает, что каждый пятый пассажир не имел страховой защиты. В случае аварии выплаты бы осуществлял сам перевозчик, а не страховая компания. Данные этого года говорят, что пока застрахованы 64% всех перевозимых пассажиров», — рассказывает президент НССО.

Сколько платит пассажир

В Национальном союзе страховщиков ответственности также рассчитали, сколько платят пассажиры за свою страховую защиту на время поездки в общественном транспорте. Средняя премия на одного пассажира автобуса, которую перевозчик включает в стоимость билета, составляет 35 копеек, а средняя выплата за вред жизни и здоровью — около 250 тыс. Пассажиры трамваев платят в среднем 2 копейки, при этом средняя выплата по жизни и здоровью в случае ДТП составляет около 185 тыс. рублей. Пассажир троллейбуса платит 8 копеек, при средней страховой компенсации в 296 тыс. На железнодорожном транспорте плата на одного человека составляет 11 копеек при около 190 тыс. рублей компенсации. Наиболее существенная премия на одного пассажира на внутреннем водном транспорте – 1,10 копейки, при средней выплате в 485 тыс. рублей. Естественно, самая высокая плата у пассажира воздушного транспорта – 8,34 копейки, а средняя компенсация составляет 1 млн 400 тыс. рублей.

Пострадали? Обращайтесь

В НССО уверяют, что страховщики принимают заявления от пострадавших пассажиров в течение длительного времени с момента аварии. Согласно статистике союза, если пассажир получил вред здоровью, то в среднем с момента аварии до момента обращения человека в страховую компанию проходит около четырех месяцев (118 дней). «Закон предусматривает, что перед тем, как человек получает основную компенсацию, он может получить предварительную выплату в размере 100 тысяч рублей. Но для этого нужен сам факт обращения человека в страховую компанию», — объясняет президент НССО Андрей Юрьев.

После получения заявления на выплату страховщик обязан произвести расчет компенсации в течение месяца. Однако, по данным НССО, страховщики производят выплату даже раньше этого срока — в течение 20 дней. Обращаясь к страховщику перевозчика за страховой выплатой, помимо паспорта, гражданин обязан предоставить справку о ДТП, выданную ГИБДД, либо документ от перевозчика о произошедшем событии; результаты судебно-медицинской экспертизы, документы из медучреждения с указанием характера полученных травм, диагноза и продолжительности лечения, а также сообщить банковские реквизиты для перечисления суммы страхового возмещения.

«Когда пассажир погибает, срок выплаты с момента обращения составляет не 15—20 дней, а 43 дня. Но при этом месяц — это тот срок, когда закон запрещает производить выплаты, потому что страховая выплата осуществляется иждивенцам (наследникам, родственникам)», — продолжает Юрьев. Этот месяц нужен для того, чтобы собрать заявления всех, кто имеет право на получение страховой выплаты за смерть человека. После чего компенсация пропорционально разделяется между заинтересованными лицами.

В случае смерти пассажира родственникам погибшего кроме документов, о которых сказано выше, необходимо представить свидетельство о смерти потерпевшего и документы, подтверждающие размер произведенных необходимых расходов на погребение. «Наименование страховой компании можно узнать у перевозчика. Информация о страховщике гражданской ответственности перевозчика в обязательном порядке должны быть размещена в салоне транспортного средства. Также за информацией можно обратиться в Национальный союз страховщиков ответственности (www.nsso.ru), который курирует вопросы соблюдения страховщиками обязательств в сфере ОСГОП», — поясняет начальник управления страхования транспортных операторов СПАО «Ингосстрах» Андрей Копыток.

Люди не знают и не жалуются

В НССО отмечают, что жалоб от страхователей в этом виде страхования в настоящий момент нет. «Мы понимаем, что не все люди знают о своем праве на получение компенсации, когда они являются пассажирами и попадают в аварию. Думаю, около 40—50% пассажиров знают о своем праве на получение компенсации. Вместе с тем больше половины пассажиров этого не знают», — полагает Андрей Юрьев. По его словам, страховое сообщество заинтересовано в том, чтобы все пострадавшие пассажиры обращались за компенсациями. Если пострадавший пассажир не обратился к страховщику за компенсацией, денежные средства не остаются в страховой компании, говорит президент НССО.

«По гражданскому законодательству нет срока исковой давности за вред, причиненный здоровью. И в этом случае действует требование Банка России по долгосрочному резервированию средств, потому что человек может прийти не в течение трех лет, как по имущественным отношениям, и заявить свои требования, а гораздо позднее. Если обращение будет, то выплата будет произведена», — обещает Юрьев.

Перевозчикам закон не указ

Безответственных и аварийных водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, необходимо отстранять от права управления транспортными средствами и препятствовать их дальнейшему трудоустройству в другие автопарки, считает первый заместитель председателя правления «СОГАЗа» Николай Галушин, комментируя череду крупных резонансных аварий с участием общественного транспорта летом этого года. По его мнению, введение закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков не стало для последних дополнительным дисциплинирующим фактором.

«Прямой связи между наличием договора ОСГОП и дисциплинированностью водителя транспортного средства нет. Но не стоит забывать, что основная цель закона об ОСГОП заключалась не в том, чтобы повысить дисциплину водителей, а в том, чтобы защитить пассажиров транспортных средств, жизнь которых по разным причинам подвергается опасности в ходе перевозки», — говорит Галушин. По его оценкам, на третьем году реализации закона уровень проникновения ОСГОП достаточно высокий, но все-таки не полный. «Ответственность страхуют около 70—80% перевозчиков. Отдельные перевозчики по-прежнему пытаются оптимизировать расходы на ОСГОП», — резюмирует эксперт.

Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru 

Возврат к списку