Мероприятия

03.06.2022

Вице-президент НССО Светлана Гусар выступила на 6-ом Московском актуарном форуме «МАФ-2022».

21.03.2022

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в Международном Экономическом Форуме государств – участников СНГ (МЭФ СНГ 2022)

26.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в 7-ом ежегодном "Форуме лидеров страхового рынка"

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ

29.09.2015

Минфин в октябре внесет в правительство проект изменений к закону о страховании пассажиров


Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин РФ завершил согласования изменений, подготовленных в закон об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков (ОСГОП) на всех видах транспорта, сообщила агентству "Интерфакс-АФИ" заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева. "Законопроект предполагается внести в правительство в начале октября этого года", - сказала она.

"Законопроект разрабатывался с учетом международных правовых актов, в том числе недавно ратифицированных РФ в области транспорта, в нем нашли отражение и оговорки, которые признаются российским правительством", отметила представитель Минфина РФ. В том числе документ уточняет порядок передачи страхового портфеля по ОСГОП, порядок обращения регрессного требования к третьим лицам, определяет подходы к смешанным видам перевозок.

По словам В.Балакиревой, "изменения в закон об ОСГОП также детализируют условия страхования морских и авиаперевозчиков, уточняют основания для досрочного расторжения договоров страхования, порядок отнесения перевозок к разряду коммерческих или некоммерческих пассажирских перевозок".

"Мы хотели облегчить процесс страхования для перевозчиков, деятельность которых сочетает внутригородские, межобластные и иногородние пассажирские перевозки", - сказала В.Балакирева.

Кроме того, проект устанавливает возможность компенсировать затраты из компенсационного фонда профобъединения тем страховщикам ОСГОП, которые приняли обязательства коллеги по цеху, который потерял лицензию и не может исполнять договорные обязательства.

В.Балакирева пояснила, что "эти предложения об изменении порядка расчета количества перевозимых пассажиров не были включены в состав поправок, против высказались представители Минтранса РФ".

ПОЛИСЫ ОСГОП НЕ ПОКРОЮТ РИСКИ ТЕРРОРИЗМА

Важными для страховщиков и пассажиров станут положения проекта об обязательствах страховщиков по заключенным договорам при наступлении рисков терроризма, считает представитель Минфина РФ.

По словам В.Балакиревой, "в действующей редакции закона вообще ничего не говорится о рисках терроризма. Эта недосказанность обусловила двойственное отношение к рискам, которые традиционно наряду с рисками военными и рисками народных волнений в международных договорах считаются исключениями по договорам страхования".

Если поправка, предложенная Минфином РФ, будет принята законодателями, риски терроризма в законе об ОСГОП не будут покрываться стандартными договорами. "Однако по своему желанию перевозчики могут включить такую опцию в договор страхования ответственности как расширение. Это условие отдельно оговаривается со страховой компанией", - сказала она.

Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев заявил агентству "Интерфакс-АФИ", что поправка Минфина РФ вносит определенность в действиях страховщиков.

"Несмотря на то, что в законе об ОСГОП нет прямого указания на необходимость подобных выплат, они четко не выведены и за пределы ответственности страховщиков. На практике в конце прошлого года сложилась ситуация, когда по двум терактам в Волгограде страховые компании "ВСК" и "РЕСО-Гарантия" (MOEX: RESO) осуществляли выплаты на общую сумму более 80 млн рублей", - сказал А.Юрьев.

Заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов в этой связи сообщил агентству, что решение о выплате его компанией принималось "с учетом социальной значимости события".

О том, что речь идет именно о теракте, стало ясно с самого начала для участников сформированного специального штаба, куда входил и губернатор, и представители региональной власти, и представители "РЕСО-Гарантии" как страховщика ответственности пострадавшего перевозчика. "Компания осуществляла выплаты пассажирам, не дожидаясь официального признания события терактом", - сказал он.

ШКОЛЬНИКОВ ПРИЗНАЮТ ПАССАЖИРАМИ

Еще одна социально направленная поправка, на которой давно настаивал НССО, была учтена Минфином РФ. Ведомство предлагает распространить страховую защиту по закону об ОСГОП на пассажиров школьных автобусов.

А.Юрьев заявил агентству "Интерфакс-АФИ", что считает это изменение важным. "В самом начале, при обсуждении законопроекта об ОСГОП тема страхования пассажиров школьных автобусов по стечению обстоятельств выпала из перечня страхуемых рисков. Эта категория перевозок часто не относится к коммерческим, осуществляется транспортом самой школы. Однако формальное отнесение перевозок к той или иной категории не означает, что школьники как пассажиры должны оставаться вовсе без страховой защиты по закону об ОСГОП", - сказал он.

Вместе с тем президент НССО отметил, что другое предложение союза не было учтено поправками Минфина РФ: перевозки метрополитена по-прежнему не защищаются договорами страхования ОСГОП. Метрополитен по закону организовывает выплаты в пределах установленных лимитов самостоятельно.

А.Юрьев считает логичным подход, при котором порядок выплат пострадавшим на транспорте пассажирам будет определяться едиными подходами и принципами. Глава НССО подчеркнул, что "информация о выплатах страховщиков в новом виде страхования максимально прозрачна, статистика выплат формируется по правилам, установленным участниками НССО, но такого подхода нет в системе защиты пассажиров метрополитена".

МЕТРОПОЛИТЕНЫ БУДУТ ПЛАТИТЬ ПО МЕТОДИКАМ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Тем не менее, предложения НССО относительно метрополитена нашли определенное отражение в подготовленных поправках, сказала агентству В.Балакирева.

"Мы сочли необходимым конкретизировать подходы к организации выплат метрополитенами РФ, несмотря на то, что они осуществляются этими перевозчиками по закону самостоятельно. В изменениях говорится, что выплаты должны проводиться в порядке, аналогичном применяемому страховщиками ответственности перевозчиков на других видах транспорта. До сих пор детализация в подходах к самостоятельным выплатам метрополитена отсутствовала", - пояснила она.

В.Балакирева добавила, что "при составлении изменений к закону об ОСГОП Минфин РФ учитывал опыт оказания помощи НССО московскому метрополитену при организации выплат пострадавшим от задымления пассажирам". Подходы к выплатам должны быть единые, считает представитель Минфина РФ.

"Отсутствие детального и утвержденного законом порядка выплат для метрополитенов могло привести к нарушению принципа единообразия и справедливости", - считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Длгополова.

"Страховщики ОСГОП платят за вред здоровью пострадавшим по таблицам, в которых размер выплат зависят от тяжести травмы или повреждения. До сих пор получалось, что для метрополитенов такой порядок не был обязательным, в качестве ориентиров законом устанавливались только лимиты возмещений, общие для вех видов транспорта. По закону, за вред жизни и здоровью выплаты в ОСГОП ограничиваются лимитом 2 млн рублей, четкий порядок таких выплат за вред здоровью пока установлен только для страховщиков ОСГОП", - напомнила аналитик.

ПЕРСОНАЛ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОСГОП НЕ ЗАСТРАХУЮТ

В то же время Минфин РФ не принял предложения НССО о включении в состав лиц, имеющих право на получение страхового возмещения, также водителей (пилотов) и иных лиц, обеспечивающих процесс перевозки (проводники, кондукторы и другие), а также их наследников, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" А.Юрьев. "Такие поправки, с нашей точки зрения, позволили бы исключить дискриминацию их прав на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью в процессе перевозки", - полагает он.

"Вообще мы не имеет ничего против защиты сотрудников компаний, но достигать этой цели следует другим образом", - заявила агентству В.Балакирева, аргументируя позицию своего ведомства по вопросу страховой защиты персонала перевозчиков.

"Как показал анализ практики по многим видами транспорта, в том числе водного и воздушного, страхование ответственности своих сотрудников компании осуществляют в силу требования отраслевых транспортных кодексов. Например, Воздушного и Водного кодексов РФ, которые требуют обеспечения защиты интересов экипажа. Только на автомобильном транспорте такой подход не действует. Пусть подтягиваются", - сказала В. Балакирева.

В числе не вошедших в блок поправок Минфина - предложение НССО, направленное на улучшение "прозрачности" в ОСГОП, отметил А.Юрьев.

В частности, по его словам, НССО предложил поменять "порядок расчета количества перевезенных пассажиров для целей расчета страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования. Союз также выступал за предоставление страховым организациям права на проверку предоставленных перевозчиками первичных статистических данных о количестве перевезенных пассажиров".

Вместе с тем законопроектом Минфина РФ учтены предложения НССО, направленные на улучшение качества урегулирования убытков, отметил А.Юрьев. "Более четко определен перечень имущества, за причинение вреда которому в процессе перевозки осуществляется выплата страхового возмещения, а также учтены предложения НССО, обеспечивающие построение централизованного информационного взаимодействия с Ространснадзором в целях осуществления им функции по контролю за исполнением перевозчиками требований закона об ОСГОП", - сказал он.

Возврат к списку