27.01.2016
Проведенный регулятором мониторинг показал, что по отдельным видам транспорта страховой тариф переоценен (например, автомобильный транспорт), а по другим видам транспорта (к примеру, по внутреннему водному транспорту, морскому транспорту) недооценен. Напомним, по закону все перевозчики (кроме легкового такси и метрополитена) обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по данному виду страхования устанавливает Центробанк.
В НССО считают, что имеющейся статистики, собранной за неполные три года действия закона, недостаточно, чтобы принять взвешенное решение о корректировке тарифов. Как отметил президент НССО Андрей Юрьев, по внутренним водным туристическим перевозкам накопленная страховая статистика за 2013—2015 годы отражает всего одно заявление по смерти. Вместе с тем, в аварии «Булгарии» в 2011 году погибло 122 человека. Если бы закон об ОСГОП действовал в 2011 году, сумма выплат только по данной аварии составила бы более 250 млн рублей, отметил глава союза.
При этом по данному виду перевозок ежегодные сборы страховщиков составляют около 5 млн рублей. «Другими словами, чтобы собранной премии хватило только на одну такую аварию, премию необходимо собирать около 50 лет, а с учетом расходов и других нюансов расчета страховых тарифов — около 100 лет. Очевидно, что по трехлетнему периоду предусмотреть такие аварии может оказаться нереальным», — пояснил он.
Кроме того, по его словам, имеющаяся статистика может быть нерепрезентативной еще и потому, что между аварией и подачей заявления на выплату обычно проходит довольно длительное время. Максимальная задержка составляет 972 дня (авария – 15 марта 2013 года, заявление — 12 января 2016-го). В среднем же по вреду жизни средний срок выплаты составляет примерно четыре месяца, по погребению – 4,7 месяца, по травмам – 4,8 месяца, по ущербу имуществу – 5,3 месяца, привел цифры Андрей Юрьев. Он также призвал при принятии решения о корректировке тарифов учесть обязательные требования, предъявляемые к резервам страховых компаний, а не просто сопоставлять премии и убытки.
По данным НССО, в 2013—2015 годах на пассажирском транспорте произошло 5 154 крупных аварии, в которых погибли 324 человека, пострадали 6 520 человек. Средняя выплата за вред, причиненный жизни, составляет 1,923 млн рублей, здоровью – 182,5 тыс. рублей, имуществу – 11,263 тыс. руб. Наибольший вред здоровью причиняется в случае аварий на вертолетах, сумма компенсации здесь за вред здоровью достигает порядка 600—650 тыс. рублей. По остальным видам транспорта эта цифра колеблется в границах 200—300 тыс. рублей, говорится в сообщении НССО.