29.01.2016

Атака лифтов

Едва ли не каждую неделю в лифтовых шахтах гибнут люди. Накануне в Петербурге погиб подросток. Специалисты объясняют, почему ЧП будут продолжаться и дальше

Почти половине петербургских лифтов пора на пенсию

В Петербурге в жилом доме на Туристской улице в шахту лифта между 6-м и 7-м этажами упал 14-летний мальчик и насмерть разбился. В Жилищном комитете уже поспешили обвинить в трагедии самих подростков, которые якобы хулиганили в лифте. Как заявил председатель жилищного комитета Валерий Шиян, «было неадекватное поведение, баловство. Лифт остановился, а подростки пытались самостоятельно выбраться из кабины, что делать категорически запрещено. Так трагические случаи и происходят», - сообщает радио «Балтика».

Лифтовый парк Петербурга - один из самых старых в стране. Более 13 тысяч лифтов, то есть более 40% всех имеющихся кабин, отработали свой нормативный срок - 25 лет.

Расследование трагедии продолжают сотрудники управления СКР. Родные ребенка (один из которых, кстати, профессиональный лифтер) утверждают, что самостоятельно разжать двери кабины ребята бы физически не могли - и дело в технической неисправности оборудования. К тому же уже известно, что жильцы и прежде жаловались на работу лифтов в этом доме.

Однако эта история, увы, не первая за последние дни. Так, накануне нового 2016 года в Москве в элитном жилом комплексе «Алые паруса» разбилась молодая женщина - в дорогущем лифте попросту провалился пол. В том же декабре 2015 года при аварии в лифте погиб 10-месячный ребенок. Ранее в городе Дмитрове в лифте погибла молодая женщина, пытаясь спасти заблокированного в кабине ребенка. Еще раньше - летом 2014 года - Петербург потрясла трагедия на улице Композиторов, где в лифте погиб грудной малыш: кабина зажала коляску с ребенком.

После этого представители Национального лифтового союза России (НЛС) даже вынуждены были обратиться к прессе с требованием донести до властей их позицию: лифты и дальше будут убивать и калечить людей, если власть не примет меры.

Всего в России насчитывается более 530 тысяч лифтов, в Москве и Московской области - 200 тысяч, в Санкт-Петербурге - более 38 тысяч. По данным Жилищного комитета, лифтовый парк Петербурга - один из самых старых в стране. Более 13 тысяч лифтов, то есть более 40% всех имеющихся кабин, отработали свой нормативный срок - 25 лет.

Однако лифт в доме на Туристской улице относительно новый - он не дожил и до половины положенного срока. Абсолютно новым был и лифт в «Алых парусах». Так, может быть, дело в другом? В том, что лифты плохо обслуживают и нет настоящей ответственности за это?

Система компенсаций пострадавшим

С 15 марта 2013 года, согласно Федеральному закону № 225 «Об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов», лифты выделены в отдельную группу опасных объектов. Соответственно - страховать свою ответственность должны все владельцы лифтов. Как сообщил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев, по итогам 2015 года гражданскую ответственность застраховали 92% владельцев, это порядка 490 тысяч из 530 тысяч зарегистрированных в России лифтов.

В случае гибели человека в результате аварии на лифте его родственникам положена выплата от страховой компании в размере 2 млн рублей плюс до 25 тысяч рублей в качестве расходов на погребение.

«За последние несколько лет (с момента вступления в силу в 2012 году обязательного страхования в отношении лифтов), по объединенной статистике Национального союза страховщиков ответственности (НССО) и Национального лифтового союза (НЛС), с лифтами произошло около 100 аварий, в результате которых погибли 40 человек и около 100 человек получили различные травмы», - рассказал «ОК-информ» Андрей Юрьев.

Кроме того, с 1 января 2012 года в России действует федеральный закон № 225 об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов, в соответствии с которым предусмотрено право на возмещение вреда здоровью, причиненного в результате аварии на опасном производственном объекте, а в случае гибели человека - право на компенсацию у его иждивенцев. В случае гибели человека в результате аварии на лифте его родственникам положена выплата от страховой компании в размере 2 млн рублей плюс до 25 тысяч рублей в качестве расходов на погребение.

«В случае причинения вреда здоровью выплата рассчитывается по специальной таблице выплат, которая утверждена постановлением правительства РФ от 15 ноября 2012 № 1164. Каждой травме соответствует определенная сумма компенсации, которая зависит именно от тяжести этой травмы, а не от того, сколько человек потратит денег на ее лечение и потратит ли их вообще. В случае, если травм несколько, выплаты по ним суммируются в пределах 2 млн рублей», - уточнили в НССО.

Однако принципиальное уточнение: речь идет только о тех случаях, когда погибает или травмируется кормилец семьи. Если же в лифте погибает ребенок, то страховые компенсации не могут быть осуществлены, так как у него нет и не может быть иждивенцев. В случае гибели несовершеннолетнего компенсируются только расходы на погребение.

«НССО разработал предложения по усовершенствованию закона об ОСОПО и направил соответствующее письмо в Ростехнадзор, Минфин и Центральный банк. По мнению союза, в случае отсутствия у погибшего иждивенцев страховую выплату должны получать его ближайшие родственники, как это сейчас реализовано при обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами», - разъяснил Андрей Юрьев.

Стоимость обслуживания лифта дешевле обслуживания домофона

Напомним, что владельцем лифта, в соответствии с законодательством, считается застройщик (с момента сдачи эксплуатации до передачи лифта в надлежащее управление), либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо лифтовая организация, с которой заключен договор на техническое обслуживание, капремонт и модернизацию лифтов.

Есть постановления правительства о том, что лифты должны обслуживаться силами специализированных организаций, но как определяются эти организации? Выбирают тех, кто дешевле.

Как ранее писал "Общественный контроль", еще в 2014 году представители Национального лифтового союза били тревогу. Они убеждены, что в стране уже давно сложилась критическая ситуация с обслуживанием лифтов.

«Нет однозначных государственных требований к тем, кому можно доверить обслуживание лифтов. Есть постановления правительства о том, что лифты должны обслуживаться силами специализированных организаций, но как выбираются эти организации? Выбирают тех, кто дешевле. Доходит до курьезов: стоимость обслуживания лифта дешевле стоимости обслуживания домофона!» - рассказал член совета НЛС Алексей Захаров.

Иногда даже непосредственного хозяина дома и лифта невозможно определить: то ли это собственник, то ли арендатор, то ли управляющая компания. Члены НЛС считают, что Ростехнадзор должен возглавить работу и плотнее подключить страховые компании. По мнению специалистов, необходима политическая воля для того, чтобы надзорные органы могли в рамках правового поля контролировать тех, кто обслуживание средство передвижения повышенной опасности, то есть лифты. Но пока сами управляющие компании ищут каких-то экспертов (возможно, малопрофессиональных, но зато дешевых) и создают аффилированные структуры, которым фактически и доверяют жизнь людей. 

Возврат к списку