01.03.2016

НССО: 92% лифтов в РФ застрахованы как опасные объекты

Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев в интервью ведущему программы «Персона Грата» на Радио России рассказал о ситуации с авариями лифтов и о тех компенсациях, которые положены пострадавшим.

- Ведущий Виталий Ушканов: Сегодня мы будем говорить об участившихся в последнее время авариях с лифтами и, о трагической гибели людей, которые привычно воспользовались этим замечательным техническим изобретением человечества. Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев в нашей студии.

- Ведущий: Действительно, столько трагических случаев в последнее время произошло (последний – буквально 21 февраля), что невольно будешь прислушиваться к советам относительно здорового образа жизни часто и больше ходить пешком по лестницам. Если серьёзно, здания строятся всё выше, и без лифта многие люди не смогут выйти на улицу. У вас наверняка есть данные, сколько подобных аварий произошло за последний год?

- А.Юрьев: Да, за последний год произошло достаточно количество аварий, и в первую очередь нужно сказать о том, кто ведёт учет таких аварий. 

Есть три организации, которые в силу своих служебных обязанностей должны вести учёт. Первая – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор, вторая – Национальный лифтовый союз, который объединяет все лифтовые хозяйства, и третий – наш союз, НССО, который объединяет страховые компании, занимающиеся страхованием ответственности владельцев лифтов как владельцев опасных объектов.

За последние годы была проблема, связанная с правовым провалом в обеспечении надзора со стороны Ростехнадзора, поскольку в 2012 году лифты были выведены из категории опасных производственных объектов (ОПО), которыми они считались до этого. В рамках государственной программы по снижению нагрузки на бизнес было принято решение, что лифты не являются ОПО, и в течение 3 лет – с  2012 по 2014 гг. – они не состояли под государственным надзором.

В 2014 г. эту ситуацию исправили, Ростехнадзору вернули полномочия по учёту и расследованию  этих аварий, а также контролю и  ведению реестра, но вместе с тем эти три года выпали. Поэтому те цифры, которые у нас есть, в большей степени базируются на данных Национального лифтового союза и страхового сообщества. Так вот за неполные пять лет действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасных объектов, к которым относятся и лифты, было зафиксировано более 100 аварий, в которых погибло более 40 человек и чуть больше 100 было раненых. Эти цифры, возможно, относительно небольшие, но когда, например, в результате аварии на лифте у матери гибнет ребёнок, вопрос о статистике задавать не хочется, потому что это гигантская трагедия сама по себе.

- Чтобы понимать масштаб бедствия, скажите, связано ли напрямую состояние лифтового хозяйства с уровнем и качеством жилого здания? Жизнь показывает, что лифт может сорваться как в ветхом доме, так и в элитном небоскрёбе.

- Я думаю, аварийность на лифте зависит не от того здания, в котором он находится, а от состояния самого лифта, потому что по нормативным документам, все лифты должны иметь максимальный срок эксплуатации 25 лет. По истечении этого периода проводится обязательная экспертиза данного лифта, и срок эксплуатации может быть продлён ещё на 3 года, дольше его использование запрещено. Мы говорим именно о лифтах, а не о грузоподъемных механизмах, которые тоже иногда называют лифтами.

- В чём разница? Лифты – это там где люди?

- Лифты это там где люди, лифты расположены в жилых зданиях, в помещениях, которые предназначены исключительно для перевозки людей. Вместе с тем, мы обладаем информацией, что во многих регионах лифтовое хозяйство более чем на четверть является устаревшим, т.е. эксплуатируется дольше 25 лет. В Москве количество старых лифтов составляет не более 10%, при этом есть московская программа по замене ветхих лифтов, но есть регионы, где эти цифры достигают 40% и более.

- Чуть меньше года назад по этому поводу в публикациях фигурировали цифры – 170 тыс. лифтов в стране нуждаются в замене, и тогда эту программу замены оценивали в 200 млрд. рублей. Сумма приличная и в нынешней экономической ситуации надеяться на то, что эти деньги выделят, наивно. 

- Цифры похожи на правду. По данным НССО, Ростехнадзора и Национального лифтового союза в России порядка 530 тыс. лифтов. Соответственно, те 170 тыс. лифтов, которые вы упомянули, составляют ту самую треть от общего количества, и можно говорить, что наши данные о 25-30% ветхих лифтов соответствуют действительности.  Сумма действительно большая, но, во-первых, многие лифты необязательно заменять. Их можно модернизировать:  заменить устаревшие тросы, двигатели, систему безопасности, которая «ловит» лифты, если они падают вниз. То есть всё это можно делать за меньшие деньги. Поэтому я бы не стал сейчас говорить о том, что 200 млрд. рублей – это некая финальная цифра. Всё - по обстановке.

В 2009 году в Еврейской автономной области рапортовали о том, что заменили 100% лифтов, которые существовали в регионе на тот момент. Но когда начали разбираться, то выяснилось, что в городе Биробиджан расположен всего один высотный дом, в котором и был заменен лифт, в результате чего получилась цифра 100%. Вот такая казусная ситуация.

- А сколько стоит поменять один лифт?

- Я не думаю, что могу правильно ответить на этот вопрос. Потому что есть российские лифты, есть импортные, и все они относятся к разным ценовым категориям.

- В России действует система компенсаций пострадавшим в авариях с лифтами. Как она работает? Что необходимо делать человеку, который либо сам попал в такую ситуацию и остался жив, либо кто-то из его родных и близких пострадал в такого рода аварии?

- С 2012 года все лифты должны быть вовлечены в систему обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов, наряду с такими объектами, как гидротехнические сооружения,  шахты, промышленные объекты. История с шахтой «Распадская», авария на Саяно-Шушенской ГЭС – это всё было первопричиной того, что государство приняло решение о внедрении обязательного страхования ответственности на опасных объектах. И эту ответственность должны страховать их владельцы. Лифты являются опасными объектами, и владельцы лифта также должны страховать свою ответственность.

- Кто является владельцем лифта?

- Владельцами лифта с точки зрения страхования могут быть в первую очередь застройщики до момента введения дома в эксплуатацию. Как только он вводится в эксплуатацию, существуют следующие варианты: управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив, специализированная лифтовая организация, которая проводит техническое обслуживание лифта. То есть с точки зрения страхования, владельцем лифта является тот, кто его обслуживает и гарантирует его работоспособность.

- Кто из перечисленных вами владельцев наиболее эффективно, по вашей оценке, справляется с такой ответственностью?

- У нас нет такой статистики, поскольку не так много времени прошло с начала действия закона. На протяжении трёх лет Ростехнадзором не велись расследования происходящих аварий. Мы можем говорить о тех фактах, когда были аварии, и они должны были попасть под действие закона, но по объективным причинам их расследование не проводилось.

- То есть в связи с гибелью людей проводилось расследование Следственным Комитетом, но со стороны Ростехнадзора их не было. Те два года, когда лифты были выведены из числа опасных объектов – это было ошибкой?

- Это было скорее недочетом, потому что последние события показывают, что государственный технический надзор очень нужен. С сентября 2014 года этот надзор восстановлен и работает в полном объеме. Поэтому вот уже полтора года, как мы можем четко говорить всем живущим в домах, где есть лифты, что если не дай бог что-то произойдёт, вы имеете право на получение компенсаций по ОС ОПО от страховой организации. По нашим данным, из 530 тысяч лифтов, которые мы учитываем, 490 тысяч застрахованы, то есть это примерно 92% от всех лифтов России.

- Почему оставшиеся 8% не хотят страховаться по обязательному страхованию?

- По разным причинам. Кто-то старается экономить на этом, не сообщает об объекте в Ростехнадзор, в этом случае у Ростехнадзора, как у государственного органа есть право на наложение административных штрафов, составляющих 500 тыс. рублей, в случае если выявлен факт отсутствия договора страхования. Это примерно как в ОСАГО, если инспектор ГИБДД обнаруживает, что у водителя нет полиса, он имеет право наложить административное наказание.

- Полис страхования ответственности для владельцев лифтов дорогой?

- С моей точки зрения, нет. Его средняя стоимость – от 500 до 2 000 рублей, и напрямую зависит от того, какое количество лифтов есть у одного эксплуатанта. Стоимость страховки зависит и от того, каков лимит, в пределах которого будет осуществлять выплаты страховая организация. Законом установлено, что этот лимит составляет 10 млн рублей. С учетом того, что закон предусматривает фиксированную выплату иждивенцам погибшего – 2 млн рублей и до 25 тыс. рублей на погребение, то можно говорить о том, что закон предусматривает компенсации пяти пострадавшим в одной аварии.

- В законодательстве есть серьёзный пробел. Если погибает ребёнок, то возникают сложности с получением компенсации, поскольку у него нет и не может быть иждивенцев.

- Совершенно верно. Это проблема, о которой мы говорим несколько лет. Мы неоднократно обращались в правительство, в Минфин России о необходимости разработать другой подход, при котором в случае гибели человека нужно платить не его иждивенцам, а семье, как это сделано в обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. Мы все являемся потенциальными получателями страховки, если попадём в аварию на общественном транспорте, и там выплата происходит вне зависимости от того, есть у тебя иждивенцы или нет.    

Яркими примерами стали две аварии, произошедшие в последние месяцы. Это авария в декабре 2015 года на ул. Островитянова в Москве и январская авария, произошедшая в ЖК «Алые паруса». В первом случае зажало коляску с 10-месячным ребёнком и он погиб. Выплата по закону не может быть произведена, поскольку у ребёнка нет иждивенцев.  Во втором случае у женщины были дети. По случаю в «Алых парусах» выплата положена. Однако по моим данным, семья пока не обратилась за этой выплатой.

Мы говорили об этой ситуации в Минфине.

- Реакции нет?

- Реакция есть. Сейчас в Государственной думе находятся к рассмотрению во втором чтении поправки, которые  устраняют этот пробел. Как только Госдума примет поправки, то можно будет осуществлять выплаты всем семьям погибших либо пострадавших, которые оказались в этом несчастном лифте.

- Чтобы люди понимали, я повторю эту информацию. За компенсацией они должны идти в страховую компанию, к владельцу – куда?

- Они должны идти в страховую компанию.

- Для этого они должны знать, какая это компания.

- Совершенно верно. Во-первых, каждая авария на лифте сопровождается расследованием Ростехнадзора. Скрыть эту аварию, особенно когда есть пострадавшие или погибшие, невозможно. С учетом того, что 92% всех владельцев лифтов застраховали свою ответственность, у каждого из них есть договор страхования, полис. Они обязаны сообщить о том, где застрахована их ответственность. Даже если этого не происходит, я рекомендую обратиться людям к нам, в НССО, для того чтобы мы по любому параметру, например, по дате произошедшей аварии, по реестровому номеру лифта, который учтён в Ростехнадзоре, мы можем помочь и подсказать, в какую страховую компанию обратиться за выплатой. Чтобы получить компенсацию, надо пройти достаточно простую процедуру. Если человек погиб, то выгодоприобретатель (человек, имеющий право на выплату) должен быть его иждивенцем и предоставить об этом соответствующие документы, также необходимо предоставить свидетельство о смерти и свои документы, удостоверяющие личность. Если человеку причинен вред здоровью, то вместо свидетельства о смерти необходимо предъявить медицинскую справку с описанием характера и степени полученных травм и продолжительности лечения. Эти документы напрямую влияют на ту сумму денежных средств, которые он получит. У нас есть так называемая Таблица выплат по жизни, которая утверждена Постановлением Правительства №1146, в которой чётко прописано, что, например, перелом руки компенсируется в размере 50 тыс. рублей.  Перелом ноги – 240 тыс. рублей. Причём, если это происходит одновременно, то выплаты суммируются. Очень важно, что эти компенсации производятся до начала лечения. Раньше надо было пролечиться, найти для этого деньги, а потом с этими чеками прийти и сказать: «Вот я потратил 100 тыс. рублей, заплатите мне, пожалуйста». Сейчас это делается вперёд, и только от человека зависит, будет он тратить эти деньги на своё лечение или оно само пройдёт, а это будет компенсация за то, что он попал в такую неприятную ситуацию.

- Если что-то произойдёт с лифтом из числа незастрахованных 8%, куда идти этим людям?

- Они должны прийти к нам, в НССО, потому что закон предусматривает что, если ответственность владельца опасного объекта не застрахована, то ему производится не страховая, а компенсационная выплата в тех же самых объемах, как это делала бы страховая организация. У нас произведено уже более 40 таких выплат. Впоследствии к владельцу опасного объекта мы предъявляем регресс с получением суммы, выплаченной потерпевшим.

- Он несёт ответственность в любом случае?

- Он несёт административную ответственность в виде штрафа со стороны Ростехнадзора, если в ходе проверки будет выяснено, что договора у него нет. И если происходит страховой случай, и НССО осуществляет выплату (то есть люди финансово защищены в любом случае), то  впоследствии союз работает с владельцем объекта.

- Есть ли в НССО еще какие-либо законодательные инициативы, с которыми вы готовы выступать, чтобы усовершенствовать действующее законодательство? 

- Мы прошли уже достаточно большой путь эволюционного совершенствования закона. С нашим участием появились документы, которые регламентируют расследование аварий на лифте, с нашим участием обсуждались вопросы возврата лифтового хозяйства в лоно надзора – Ростехнадзора, готовились поправки в закон. Этого на данном этапе пока достаточно. Будет практика, которая потребует проводить изменение ментальности людей, чтобы они  больше приходили за страховыми выплатами, будем это проводить. В любом случае, все резонансные аварии, информация о которых появляется в СМИ, мы ежедневно мониторим, пытаемся связываться с людьми, рассказать им о том, что у них есть право на выплату.

- Вы делаете это по своей инициативе?

- Да, по своей инициативе. Мы считаем это очень важным в связи с тем, что это один из социальных видов страхования.

- Как изменить ментальность, чтобы люди страховали свои жизнь и здоровье?              

- Большая тема, она шире вопросов жизни и здоровья – у нас есть масса всего, что надо страховать. Например, то же самое жильё. Вспомните наводнение в Крымске, наводнение на Дальнем Востоке, пожары в Волгоградской области и Башкирии. Регионы от Дальнего Востока до Чёрного моря в той или иной степени подвержены различным катаклизмам: наводнениям, засухам, снегопадам. Вот сейчас в Вологодской области МЧС объявило, что ввиду огромного  количества выпавшего снега по весне ожидаются сильные паводки. Как с этим будем бороться – не знаю, и кто сейчас захочется страховаться – это тоже вопрос. Вспомните челябинский метеорит. В тот год, когда он упал, произошёл 10-кратный рост страхования жилья (в среднем по России этот показатель равен  4%, в тот год он возрос до 40%). На следующий год эта цифра вновь упала до 8%. Нам нужно прийти к пониманию того, что каждый раз такого патронажного поведения со стороны государства не будет. Если человек является владельцем недвижимости, жилья, машины, он должен понимать, что он несёт ответственность за своё имущество, и в полной мере это распространяется и на его жизнь.  Если он будет страховать свою жизнь, здоровье, получать в результате более качественное лечение, это будет хорошо.

- Три коротких блиц-вопроса.

- Страхуете ли свои жизнь и здоровье?

- Да.

- Верите ли в бога?

- Да.

- Жалеете ли, что закончилась зима и на лыжах уже не побегать?

- Жалею.

- Но удавалось в эту зиму?

- Удавалось. Более того, езжу на специально подготовленные трассы, где снег формировали снежными пушками, он спрессован и, если на улицах мы видим уже голый асфальт и проглядывающую кое-где зелень, то там есть ещё порядка полуметра снежного наста, где можно пока бегать.

Президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев был у нас сегодня желанной персоной, вёл программу Виталий Ушканов, будьте здоровы.

Ссылка на эфир

Возврат к списку