20.09.2016
Сейчас в соответствии с законом об ОСГОП за повреждение имущества пассажира по вине перевозчика предусмотрена выплата в пределах 23 тысяч рублей. Под имущество подпадает, например, багаж или ручная кладь в самолете.
Для получения компенсации нужно предъявить багажные квитанции или подтверждающие фактическую стоимость багажа документы. Если подтверждающих документов нет, то выплата рассчитывается по нормативам, установленным законом: 600 рублей за килограмм багажа и фактическая выплата в размере 11 тыс. рублей за любое повреждение имущества до тех пор, пока не доказано, что вред причинен в большем размере.
Инициатива НССО касается отмены фиксированной выплаты в размере 11 тыс. рублей, поскольку такая норма закона создает основания для необоснованного обогащения граждан и мошенничества. "Бывают такие ситуации, что потерпевший приходит к страховщику со старым поврежденным чемоданом, стоимость которого 1 тысяча рублей, и просит возместить ему вред. Страховщик по закону возмещает ему 11 тысяч рублей. В итоге у нас в 90% случаях происходит необоснованное обогащение граждан... Около 50% из этих 90% - это выплаты мошенникам, когда даже не нужно доказывать размер ущерба, (действует) просто заявительный порядок", - объясняет Карпов.
В НССО считают, что если в рамках закона об ОСГОП страховые выплаты в размере 11 тыс. рублей за ущерб имуществу пассажиров отменить не удастся, то тогда в законе необходимо указать, что выплата осуществляется "в размере фактического вреда, но не более 11 тысяч рублей", с документальным подтверждением размера ущерба.
Предложение об изменении порядка страховых выплат за вред имуществу НССО уже представил на рабочих совещаниях с Банком России и Минфином (выступает субъектом законодательной инициативы). Однако пока никакой реакции не последовало, сказал Карпов.
По его словам, на компенсации за вред имуществу пассажиров приходится 0,5% от совокупного объема всех выплат в рамках ОСГОП, при этом практически все выплаты по имуществу пассажиров уходят мошенникам.
Закон об ОСГОП вступил в силу в 2013 году и распространяется на все виды коммерческих пассажирских перевозок, за исключением метрополитена. По закону все перевозчики обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Ежегодные сборы по этому виду страхования составляют примерно 3,5 млрд рублей.