Мероприятия

26.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в 7-ом ежегодном "Форуме лидеров страхового рынка"

22.11.2021

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар приняла участие в «Итоговом Форуме Такси – 2021»

19.11.2021

Светлана Гусар приняла участие в отраслевой конференции Ространснадзора «Умный» государственный контроль (надзор), Фокус на устранение рисков»

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ

07.02.2014

НССО подготовил рекомендации для упрощения получения компенсаций пострадавшим в метро

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) подготовил рекомендации для упрощения получения компенсаций пассажирами, здоровью которых причинен вред в метрополитене, сообщил президент НССО Андрей Юрьев.

Он пояснил, что в союз обращаются граждане с вопросами о способах получения компенсации от пассажиров, здоровью или имуществу которых был причинен вред при поездке в метро. Поскольку подобные обращения поступают на регулярной основе, было принято решение о проведении кампании по информированию пассажиров о праве на компенсацию за травму в метро или за ущерб багажу или другому имуществу.

Сейчас в соответствии с законом об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами (контроль за исполнением которого осуществляет НССО), у российских метрополитенов особый статус: по закону они обязаны компенсировать ущерб пострадавшим в тех же пределах, что и страховые компании, но не обязаны заключать договоры страхования. Очевидно, что в сложившейся ситуации у метрополитенов нет никакой заинтересованности в популяризации данного закона и в широком освещении прав потерпевших, которые из него следуют.

НССО реализует ранее принятое решение о всесторонней популяризации закона – как в части страхования ответственности перевозчика, так и в части ответственности метрополитенов перед пассажирами.

К настоящему времени в рамках реализуемой кампании профобъединение страховщиков подготовило и разместило на  своем веб-сайте рекомендации для потерпевших в метро. При этом данные рекомендации актуальны как для лиц, пострадавших при неисправностях и авариях на эскалаторе (страхование ответственности владельца опасного объекта), так и для пассажиров, пострадавших непосредственно при проезде в метро (ответственность перевозчика).

Там же доступна для скачивания форма Заявления о компенсации, которое содержит все поля, регламентированные постановлением Правительства РФ №1378. Напомним, что данное постановление содержит полный и исчерпывающий перечень документов, который потерпевшие должны представить страховщику или метрополитену для получения компенсации причиненного им вреда.

Кроме того, потерпевшим доступно и постановление Правительства РФ №1164. Это, так называемая, таблица выплат, в которой каждой из травм присвоена своя «цена», пояснил А.Юрьев, добавив в качестве примера, что за перелом конечностей пострадавшему полагается страховое возмещение до 300 тыс. рублей, за сотрясение головного мозга – 100-300 тыс. рублей, в случае нескольких травм компенсации суммируются.

«Фактически нет никакой разницы между пассажиром метро и той же маршрутки. Вводя закон об ОСГОП государство имело цель защитить каждого пассажира и, таким образом, практика «дробления» пассажиров по видам транспорта выглядит совершенно неоправданной. Логично было бы распространить закон об ОСГОП – о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами – на метрополитен, но пока этого не сделано, важно, чтобы система получения компенсаций была понятной и действенной, независимо от вида перевозки, с этой целью НССО и предпринимает меры по информированию граждан», - пояснил он.

По словам Президента НССО во все метрополитены страны направлены официальные запросы с просьбой представить:

∙             адрес (с индексом), телефон, электронная почта, контактное лицо (при наличии), часы приема уполномоченной службы, в которую следует обращаться потерпевшим с требованиями о компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном;

∙             порядок и сроки подготовки  метрополитеном документа, предусмотренного  пп. «г» п.2 «Правил оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров», утвержденных Постановлением  Правительством РФ от 22 декабря 2012 г. № 1378.

Запросы были направлены во все российские метрополитены:

• ГУП «Московский метрополитен» (Москва) 
• ГУП «Петербургский метрополитен» (Санкт-Петербург) 
• МП «Нижегородское метро» (Нижний Новгород) 
• МУП «Новосибирский метрополитен» (Новосибирск) 
• ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» (Екатеринбург) 
• МП г. о. Самара «Самарский метрополитен» (Самара)

• МУП «Метроэлектротранс» (Казань)

НССО после получения от метрополитенов запрошенных сведений также разместит их на сайте и распространит информацию в СМИ.

Начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов рассказал, что «в НССО на регулярной основе поступают телефонные обращения потерпевших пассажиров, которым был причинен вред при перевозке метрополитеном, с целью получения консультаций относительно их дальнейших действий для получения компенсации. Потерпевшие при этом зачастую выражают недовольство отсутствием информации или сложностями с ее получением».

Для облегчения получения информации создан специальный раздел на интернет-портале союза: http://www.nsso.ru/affected/metro/

Данные о пассажиропотоке в метрополитене по городам:

Метрополитен

Пассажиропоток в 2012 году, млн.пасс.

Московский метрополитен

2 463,8

Петербургский метрополитен

783,9

Нижегородский метрополитен

32,2

Новосибирский метрополитен

82,0

Екатеринбургский метрополитен

48,2

Самарский метрополитен

16,7

Казанский метрополитен

26,9

Итого

3 453,7

СТРАХОВАНИЕ ОСГОП ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАСПРОСТРАНИТЬ НА МЕТРОПОЛИТЕН

Страхование ОСГОП целесообразно распространить на метрополитен, такой позиции придерживается президент НССО Андрей Юрьев.

24 сентября 2013 года Минфин предложил обязать метрополитен, как и всех других пассажирских перевозчиков, страховать свою ответственность.

Как заявил президент НССО Андрей Юрьев, эта инициатива заслуживает поддержки по двум причинам.

Во-первых, страховые компании осуществляют выплаты по таблице возмещений, это суммы принципиально другого размера в сравнении с тем, что было до 2013 года, когда потерпевший, даже если ему удалось призвать перевозчика к ответственности через суд, получал не более 30 тысяч рублей. Из резервов страховых компаний выплачено более 36 миллионов рублей по аварии с грузовиком и автобусом под Подольском, около 26 миллионов – пассажирам теплохода «Полесье» на реке Иртыш. Резервы формируются в установленном законом порядке (не менее 77% собираемой премии) и жестко контролируются страховым надзором (сейчас это соответствующая служба Центрального банка). По метро никакого обязательного резервирования не производится, поэтому вопрос, из каких источников будут производиться требуемые законом выплаты, остается всегда открытым.

Во-вторых, в отношении страховщиков действует постановление Правительства РФ, определяющее перечень документов, которые должны собрать и предоставить потерпевший, он простой и минимальный. Выплата осуществляется оперативно, в месячный срок. А главное – НССО по Закону осуществляет непрерывный контроль за своевременностью и обоснованностью страховых выплат, осуществляемых страховой компанией. И, в том числе, благодаря этому, до настоящего момента в НССО не поступило пока ни одной жалобы от потерпевших на страховщиков. Вместе с тем в Союз регулярно поступают звонки с жалобами от потерпевших, права которых ущемляются по происшествиям с незастраховавшимися перевозчиками. «А недавно к нам в НССО обратилась пострадавшая, которая до сих пор не может получить компенсацию по аварии в московском метрополитене, произошедшей в начале июня прошлого года… Что касается возможных опасений пассажиров, что страхование повлияет на цену проезда в метрополитене, то уже сейчас понятно, что в сложившихся условиях сумма страхового взноса не может быть настолько значительной, чтобы сделать дороже стоимость билета. Более того, и отмеченные в некоторых регионах объявления о повышении цен в наземном городском транспорте «в связи с введением закона об обязательном страховании» - это дезинформация пассажиров, прикрывающая желание перевозчиков побольше заработать», - сказал президент НССО.

«Поэтому мы поддерживаем инициативу Минфина, это позволит обеспечить всем пассажирам, каким бы видом транспорта они не передвигались, надежную защиту и понятный порядок урегулирования страхового случая», - резюмировал он. 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОСГОП НА МЕТРО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СКАЖЕТСЯ НА СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА

Распространение обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром (ОСГОП) на метрополитен практически не скажется на стоимости проезда в этом виде транспорта. Такие данные привел президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев.

В ряде СМИ неоднократно озвучивалась позиция Московского метрополитена о том, что распространение ОСГОП заставит метро платить страховые взносы на сумму 2 млрд рублей в год. Однако даже самая простая арифметика перечеркивает эти данные. 

Так, в прошлом году пассажиропоток московского метро составил около 2,5 млрд пассажиров, если разделить этот показатель на озвученный размер страховой премии в 2 млрд. руб., то получим тариф в 80 копеек на одну поездку. Но такого тарифа нет даже на самом аварийном транспорте – автобусах и маршрутках, где все перевозчики застраховались по тарифу 14 копеек.

Вероятнее всего, для метро может быть применен тариф, аналогичный железнодорожным перевозкам, но с учетом специфики подземного перемещения пассажиров. Таким образом, общая стоимость страхования для метрополитена будет в разы меньше называемой перевозчиком суммы.

Практика применения ОСГОП уже оправдала целесообразность страхования. Мы наблюдаем следующую картину: страховщики платят по произошедшим страховым событиям, это подтверждается статистикой. В тех же случаях, когда перевозчик не выполнил обязательство по страхованию и сам должен нести финансовую ответственность перед пострадавшими, выплат не происходит. То же применимо и к метро: в НССО поступали обращения от граждан, которым было отказано в возмещении вреда со стороны метро даже по резонансным случаям, таким как, например, пожар в метро, когда были госпитализированы десятки людей.

По закону в таких случаях пассажиры имели право рассчитывать на выплаты до 300 тыс. рублей, публично было заявлено о готовности метро заплатить по 100 тыс. рублей каждому попавшему в медучреждение, но, по словам потерпевших, этого сделано не было. 

Возврат к списку