26.01.2016
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) рассчитывает на взвешенный подход и всесторонний анализ всех факторов при оценке тарифов по обязательному страхованию ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП, 67- ФЗ). Такую позицию выразил президент НССО Андрей Юрьев.
Он указал на недостаточность и нерепрезентативность ряда имеющихся статистических данных, на основе которых не может быть принято взвешенное решение. Также невозможно принять адекватное рискам решение на основе данных за короткий промежуток времени - неполные три года действия закона.
Так, например, по внутренним водным туристическим перевозкам накопленная страховая статистика за 2013-15 годы отражает всего одно заявление по смерти. Вместе с тем, в аварии «Булгарии» в 2011 году погибло 122 человека. Если бы 67-ФЗ действовал в 2011 году, сумма выплат только по данной аварии составила бы более 250 млн. руб., отметил А.Юрьев.
В то же время, по данному виду перевозок ежегодная премия составляет около 5 млн. руб. "Другими словами, чтобы собранной премии хватило только на одну такую аварию, премию необходимо собирать около 50 лет, а с учетом расходов и других нюансов расчета страховых тарифов – около 100 лет. Очевидно, что по 3-хлетнему периоду предусмотреть такие аварии может оказаться нереальным", - пояснил он.
В отношении других видов перевозок НССО наблюдает рост числа пострадавших год от года в период действия закона в 2013-2015 годы. Так, в целом по ОСГОП число травмированных и пострадавших растёт примерно на 15% в год, а в частности по автобусным перевозкам – на 10% в год.
"Рост частоты происшествий означает, что при введении новых тарифов во второй половине 2016 года на результатах 2014 и части 2015 года, полученные цифры должны быть скорректированы в сторону увеличения на 25-30%", - прокомментировал А.Юрьев.
Он также указал на то, что существует серьезный временной разрыв между аварией и заявлением на выплату - во многих случаях пострадавшие сначала стараются получить лечение, а уже потом обращаются за выплатой. На сегодняшний день максимальная задержка составляет 972 дня (авария – 15.05.2013, заявление - 12.01.2016). В среднем же по вреду жизни средний срок выплаты составляет примерно 4 месяца, по погребению – 4,7 месяца, по травмам – 4,8 месяца, по ущербу имуществу – 5,3 месяца.
А.Юрьев также подчеркнул, что при принятии решения о тарифах должны учитываться обязательные требования, предъявляемые к СК в части формирования страховых резервов (обеспечивающие устойчивость страховых организаций), чего при простом сопоставлении премий и убытков не происходит (формирование резервов игнорируется). Кроме того, доводы о чрезмерном давлении на бизнес из-за необходимости покупать страховку являются необоснованными – затраты на страхование исчисляются копейками в структуре стоимости билета.
В то же время пострадавшие могут рассчитывать на адекватные компенсации при причинении вреда жизни и здоровью.
Средняя выплата за вред, причиненный жизни составляет 1,923 млн рублей, здоровью – 182,5 тыс. рублей, имуществу – 11,263 тыс. руб.
Наибольший вред здоровью причиняется в случае аварий на вертолетах, сумма компенсации здесь за вред здоровью достигает порядка 600-650 тыс. руб. По остальным видам транспорта эта цифра колеблется в границах 200-300 тыс. рублей.
Анализ аварийности, который готовится НССО на основе данных СМИ по наиболее резонансным событиям, показывает, что за время действия закона в 2013-2015 годах произошло 5,154 тыс. крупных аварий на пассажирском транспорте, в которых погибли 324 человека, получили травмы 6,520 тыс. человек.
Для журналистов работает портал www.korins.ru